Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Маслова О.А. Канистерапия как вспомогательный метод реабилитации детей с ограниченными возможностями

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью с собаками в условиях кинологического клуба. Представлен опыт работы по первичному знакомству ребенка с собакой.
Ключевые слова: ребенок, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, канистерапия, собака, кинологический клуб.
Актуальность изучения различных аспектов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях кинологического клуба не вызывает сомнений. Дети с физическими, психическими или сенсорными нарушениями нуждаются в особом подходе и средствах реабилитации, одним из которых могут быть специально обученные собаки.
Исследования в Центре ГБУСО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ» показали, что взаимодействие с собакой благоприятствует развитию умственной деятельности, которая в свою очередь поддерживает и другие жизненно-важные функции, в ходе игры также развивается моторика рук и чувство восприятия. Дети получают позитивные эмоции, чувствуют себя спокойно и уверено рядом с собаками, учатся бережному отношению и ответственности.
Взаимодействие детей с ОВЗ с собаками также называют канистерапией. Канистерапия- разновидность энималтерапии- метод лечения и реабилитации, с использованием специально обученных собак [ большой энциклопедический словарь].Общение с собакой играет особую роль в социально-психологическом благополучии детей, оно дает необходимую эмоциональную «подпитку» и само по себе является хорошей психотерапией.
Учеными [2,4] были проведены исследования, в которых они продемонстрировали, как улучшается состояние ребенка при контакте с собакой. Дети концентрируют внимание на строение собаки, показывают где хвостик и лапки, следят за ее поведением. Собаки известны своей способностью чутко распознавать характер человека и изменения его настроения, наблюдая за выражением его лица, поэтому они легко находят подход к каждому ребенку.
Опыт деятельности в кинологическом клубе показал, что иногда сами родители не дают ребенку развиваться, стараясь все сделать за него. Во время взаимодействия с собакой ребенок постепенно осознает, что от него зависит, какую команду сделает собачка, как она себя будет вести. Тем самым в нем просыпается чувство ответственности и самостоятельности. Он начинает развиваться как личность. От положительныхэмоций он хочет сделать еще что-то, к примеру, порисовать или поиграть, он сам хочет развиваться и, конечно же, процесс развития в таком случае идет быстрее.
Таким образом, канистерапия погружает малыша в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение поставленной реабилитационной задачи, создаёт условия для разрушения уже существующих порочных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных. Помимо этого, общение с животным на свежем воздухе улучшает эмоциональный фон больного ребёнка и расширяет его диапазон знаний об окружающем мире.
До работы с детьми допускаются только собаки с устойчивой психикой, прошедшие определенные курсы и имеющие все необходимые прививки. Поскольку дети могут не произвольно резко дернуться или схватить собаку за уши, даже в таком случае собака не должна скалиться, а должна сидеть ровно или слегка попятиться назад.
Весь процесс идет под чутким присмотром кинолога-педагога. Для начала идет небольшая ознакомительная часть, чтобы не сильно нагружать детей она идет 3-5 минут. За это время кинолог рассказывает: как зовут собачку, как лучше с ней познакомиться и что она любит кушать. Такое легкое и простое высказывание хорошо закрепляется в подсознание ребенка, и он уже отчетливо понимает, что это за существо и как на него реагировать. После этого начинается выступление (тут лучше работает зрительный контакт), демонстрируются трюки, собаки бегаю, прыгают, гавкуют, тем самым концентрируют внимание детей.
Следующая часть непосредственно сам контакт. Собака подводится на поводке, кинолог садится к собаке, тем самым он оказывается на одном уровне с собакой и ребенком и является связующим звеном между ними. Задача кинолога показать ребенку, что не надо бояться, нужно аккуратно протянуть ладошку и погладить собачку. Поначалу ребенок может бояться, это нормально, не нужно принуждать его, это может только усилить страх и травмировать психику ребенка. Кинолог должен сам гладить собаку, обнимать, так сказать, на собственном примере демонстрировать, что для страха нет причины. Вскоре ребенок начинает сам медленно, но верно протягивать руку. После того как детская ручка соприкасается с шерстью, страх быстро проходит, и ребенок начинает улыбаться и радоваться. В такой момент очень важно спрашивать о чувствах ребенка, тем самым он делится с вами эмоциями, и вы начинаете входить в его круг доверия.
Под присмотром ребенок может покормить собаку, поводить ее на поводке и покидать мячик. Во время данного взаимодействия идет не только мозговая деятельность, но и деятельность органов чувств. Мозговая деятельность обусловлена тем, что ребенок думает, как аккуратно сделать то или иное действие: как не напугать собаку, как правильно подойти, как правильно держать поводок и так далее. Много мыслей проносится в голове ребенка, он чувствует ответственность за существо, «помогая ему» выполнить ту или иную команду, ребенок помогает себе в развитии. Чтобы больше привлечь внимание ребенка к деталям, можно и даже нужно задавать вопросы, касающиеся собаки. Пример: Какая шерсть у собачки? У собачки черный носик? Как собачка сделала? и так далее.
Вот в такой легкой форме ребенок запоминает эту информацию, так как у него идет теория и практика одновременно, также все это подкрепляется вопросами, на которые чтобы ответить нужно внимательно посмотреть на собаку и найти на ней, что спрашивают, или же заново потрогать ее чтобы дать правильный ответ.
В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении и таких серьёзных заболеваний как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания. Этонаправление широко развивается и распространяется не только за рубежом, но и в России
У меня была замечательная возможность самой проводить данное мероприятие, так как сама являюсь кинологом и за время своей работы провела немало выступлений. Также был проведен небольшой опрос среди родителей детей с ОВЗ, задавая один вопрос – изменилось ли поведение ребенка после нашего мероприятия. Все отвечали примерно так: «Конечно да, ребенок всю дорогу делился эмоциями, говорил про собачку, а по возвращению домой просил порисовать с ним животных и рассказать что-нибудь интересное». Это не может не радовать, работа, в которую вкладываешь душу, приносит детям столько радости и новых эмоций.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что для детей с ОВЗ необходим контакт с животными. Собаки помогают им раскрыться, почувствовать себя комфортно и не бояться перемен. Они также помогают с концентрацией, что при ОВЗ необходимо. Дети радуются, когда у них что-то получается, для взрослых людей это ерунда погладить собаку, а для детей это целый подвиг. Они перебарывают свои страхи, тем самым, открывают себе новые пути развития. Каждый ребенок уникален, и собаки как никто могут найти подход к каждому малышу.

Список литературы

1. Абаканович О.И., Яковлева Л.А. Канистерапия как средство коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ДЦП. //Международный студенческий научный вестник.- 2016. -№ 5-2.- С. 195-197.
2. Ворожбитова А.Л., Тютина Е.А. Рекреационный потенциал канистерапии в условиях реабилитационного центра для детей и подростков//Вестник Северо-Кавказского федерального университета.2015-№4(49).-С.162-167.
3. Королева В.А. Влияние общения с собаками на уровень самочувствия, активности и настроения их владельцев.// Академия педагогических идей Новация-Серия: Студенческий научный вестник.-2017.- № 5. -С. 90-98.
4. Остроумова М.А. Анализ американского опыта применения канистерапии как метода лечения // Молодежь и наука. - 2017. - № 3. - С. 1-7.
5.Сластникова Е.В. Канистерапия как инновационный метод воспитания подростков в сфере дополнительного образования.// Научный поиск. -2014.- № 2.1.-С. 24.
6.Тимохина Т.В. Взаимодействие теории и практики в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2016. - № 1 (70). – С. 240-244.
7.Тимохина Т.В., Пуачева Н.М. О проблемах семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета, 2018. - № 3. – С. 20-24.
8.Тimokhina Т.V., Gorshkova М. А., Yusupova T. G. Socio-cultural Environment of Inclusive Education: Integration of Research Positions // Future Academy is pleased to announce the conference venue for icCSBs 2018: the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Russia. 12-14 November 2018. - p. 55-68.
2019