НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Копченова Е. Д. Особенности детей раннего и дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

Детство любого ребенка состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а некоторые довольно сложные. Дети все время учатся чему-то новому, познают окружающий мир. За несколько лет ребенку предстоит преодолеть массу ответственных этапов, каждый из которых становится решающим в его мировоззрении.
Раннее детство – период развития ребенка от года до трех лет, во время которого модифицируется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей.
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка, потому что в этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, и появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда ребёнок получит весь необходимый багаж знаний и умений.
Особенности детей раннего возраста.
Учеными уже давно доказан тот факт, что в первые два года жизни малыша формирование мозга происходит на 50%, а в первые три года – на все 80%. Именно в этот период необходимо заложить базу для программирования личности ребенка.
Дети раннего возраста обладают непроизвольным характером внимания, памяти, мышления - основных психологических процессов, и отличаются эмоциональной нестабильностью и потребностью в эмоциональном комфорте, ситуативно-деловой тип общения является ведущим, сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой. Речь как средство общения, находится в стадии развития, что меняет отношение ребёнка со средой.
Память проявляется в узнавании знакомых предметов или явлений. Взрослый человек не может рассказать о своих впечатлениях в раннем возрасте, кроме исключительных случаев, но ребёнок с легкостью узнаёт знакомые предметы, помещения, действия, - всё, с чем он давно сталкивался в прошлом [1, с. 23].
Сознание ничего не предвидит и не опирается на опыт, вся жизнедеятельность происходит в настоящий момент. Поведение ребёнка определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, - то есть является ситуативным. Зависимость от ситуации характеризует также и психическую жизнь ребёнка.
Мышление обнаруживается в качестве умения устанавливать взаимосвязи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для маленького ребенка - означает действовать немедленно с предметами.
Эмоции и аффекты ситуативны и проявляются в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект, это связано с единством восприятия и эмоций.
Возраст от одного до трех лет является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К трем годам ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Ватутина Н. Д. выделила следующие возрастные особенности детей: функциональная незрелость; несовершенная адаптация к температурным изменениям; психическое развитие ребёнка тесно связано с состоянием его здоровья.
Галигузова Л.Н. отметила две особенности психики ребенка раннего возраста: эмоциональность восприятия окружающего мира; ситуативность поведения [5, с. 45].
Еще одна важная особенность маленького ребенка - необыкновенная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг. Все его желания, действия и мысли определяются ситуацией, по этой причине предпочтения детей с быстротой меняются и нестабильные [4, с. 24].
Дети консервативны и стремятся к постоянству, для ребёнка важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычные распорядок дня, обстановка, знакомые близкие люди организовывают уверенность в себе и ощущение спокойствия и стабильности своего существования. Другое дело, когда изменение производится со стороны ребёнка - когда он сам что-то мастерит или ломает, склеивает или разрывает на части, - это приносит ему удовольствие.
Герои и события сказок аналогично воспринимаются в связи с собственным опытом, дети могут по многу слушать одну и ту же сказку или смотреть один и тот же мультфильм. Чем лучше ребёнок знаком с содержанием сказки, тем с большим удовольствием её слушает. Для малыша значим процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий, дает чувство собственной компетентности, самоуверенности, постоянства внешнего мира. То, что для взрослых является скучным, для детей становится источником красочных эмоций и впечатлений.
Роль близкого взрослого в жизни ребёнка огромна, главной опорой для детей являются родители, которые дают ребенку чувство стабильности и безопасности, и являются образчиком человеческих действий с предметами.
В раннем возрасте взаимодействие со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Необходимо выполнение общего дела, в течение которого ребёнок в одно время получает и внимание взрослого, и новые способы взаимодействия с предметами [1, с. 43]. Содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов.
В совместной деятельности с ребёнком взрослый реализовывает следующие функции: передает ребенку смысл действий с предметом, его социальную функцию - для чего нужен предмет, что и когда с ним нужно делать; организует действия и движения ребенка, передает ему приемы осуществления действия - как нужно действовать; через поощрения и порицания проверяет процесс выполнения действий ребенком.
По исследованиям Е. О. Смирновой ранний возраст - один из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым, ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Окончание периода раннего детства определяется таким явлением как – кризис 3 лет.
Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста. Младший дошкольный возраст ознаменован наступлением нового этапа в жизни ребёнка, так как в это время малыш понемногу становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть ребёнок начинает ощущать себя отдельной личностью, что меняет его отношение к окружающему миру.
Ребёнок самостоятельно еще не может справиться со многими вещами полностью, но у него уже отмечается тяготение к самостоятельности. Стремление родителей уберечь малыша посредством ограничения его свободы приводит к появлению конфликтов. В этом возрасте малыш проявляет желание делать что-то самостоятельно и гордиться, когда у него что-то получается.
«Кризис 3-х лет» - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых, критический период, но важный этап в развитии самосознания ребёнка, когда проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит: «Я сам!», первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не гасить его критикой действий ребёнка, не подорвать веру ребёнка в свои силы, высказывая неудовольствие его действиями. Главное - помочь ребёнку отмечать рост собственных достижений, ощущать радость своего успеха в деятельности [5, с. 68].
Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми, в течение совместной деятельности ребёнок получает способы и приёмы действий, знакомится с образцом поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом своих растущих возможностей и стремится добиваться максимального результата.
Примерно к четырехлетнему возрасту у дошкольника в целом завершен процесс формирования основных психических функций, что создает необходимую базу для становления и интенсивного развития наглядно-образного мышления ребенка. Уместно вспомнить также положение Л.С. Выготского о прямом влиянии формирующейся речи на укоренение и интенсификацию развития наглядно-образного мышления и формирование его рефлексивных характеристик [5, с. 87].
Детям среднего дошкольного возраста свойственны некоторые черты младших дошкольников - конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др., но данный возраст охарактеризован развитием познавательных способностей, формированием коммуникативной, волевой и мотивационной сфер личности.
Данный период ознаменован интенсивным ростом и развитием организма ребёнка, происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
У детей среднего дошкольного возраста складываются новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка [3, с. 87].
Социально-эмоциональное развитие ребёнка охарактеризовано активизацией общения и коллективных игр с детьми и взрослыми.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Дошкольники пятого года жизни очень активны, что способствует созданию новых возможностей для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Особенности детей старшего дошкольного возраста.
В период старшего дошкольного детства происходит формирование основных познавательных процессов, освоение социальной функции и норм поведения [3, с. 88], развивается мотивационно – потребностная сфера; происходит преодоление познавательного «эгоцентризма»; выковывается произвольность действий; возникает новый тип мотивации - иерархия мотивов.
Главное – процесс соподчинения мотивов, так как формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности - в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с моральными нормами и др. [2, с. 20].
Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его действиям, его взаимоотношениям с другими людьми, но малыш еще не может осуществить свое желание, этим объясняется расцвет творческой ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте - область социального творчества, социального и творческого самовыражения; также это их ведущая деятельность, которой принадлежит большая роль в развитии и воспитании ребенка.
Формирование самосознания наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении переживаний, к семи годам ребёнок осознаёт свое место в социуме и личные переживания, формируется самооценка и соответствующее ей отношение к успеху или неудаче.
Память - центральная психическая функция, определяющая в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сторонах психической жизни ребёнка. В дошкольном возрасте главный вид памяти - образная.
Формирование этических оценок и представлений идет по пути последовательного расслоения эмоционального отношения и моральной оценки. Дошкольник понимает понятия «хорошо» и «плохо» отталкиваясь от моральной оценки поступка взрослыми, и личным действием, на основе чего соотносит свои поступки с хорошим или плохим, контролирует их – так формируется произвольное поведение.
Главное новообразование познавательной сферы - развитие воображения. Обособление мира фантазии от реальности – огромная особенность развития воображения
В умственном развитии дошкольника важную роль играет наглядно-образное мышление - основной вид мышления, определяющий эффективность перехода к более сложным формам, в элементарных формах оно появляется ещё в раннем детстве, открываясь в решении ограниченного круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простых орудий.
Простейшее наглядно-образное мышление - внутренний план действия - умение взаимодействовать с образами предметов при решении задач. К примеру, ребёнок может представить себе, как должен поступить нарисованная девочка, у которой мячик закатился под кровать.
В начале дошкольного возраста дети мысленно решают задачи, в которых действие направлено на достижение практического результата - перемещение предмета, его применение или изменение. Но в усложняющейся деятельности ребёнка появляются все новые задачи, где результат действия будет косвенный, и его достижение требует учёта связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или линейно.
Способность мысленно манипулировать образами появляется и формируется в ходе взаимодействия линий психического развития: подражания, формирования предметных действий, речи, игровой деятельности, и пр.
Старшие дошкольники способны мысленно представить себе целое, которое можно составить из имеющихся частей: что можно соорудить из конструктора, какую картинку сложить из паззлов и т.п. Успешное осуществление данных мыслительных процедур возможно, когда ребенок умеет составлять комбинации и совмещать в голове разные части предметов и вещей, и выделять в них значительные признаки, немаловажные для решения задач.
Дети могут понимать сложные схематические изображения, на их базе представлять реальные ситуации и самостоятельно создавать изображения. Созревание наглядно-образного мышления связано с речью, фиксирующей образы – представления [2, с. 21], которая складывается под влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи.
Степень сформированности наглядно-образного мышления определяется развитием зрительного восприятия, кратковременной и долговременной памяти. Для возникновения наглядно-образного мышления также является важным формирование умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Посредством моделей ребёнок знакомится со скрытыми сторонами ситуации, у него формируются действия с двойственной направленностью - они осуществляются ребёнком на модели, а относятся к оригиналу, что создаёт предпосылки отрыва действий от модели и от оригинала и реализации их в плане представлений.
Развитие образного отражения действительности у дошкольников идёт по двум линиям: совершенствования и усложнения структуры некоторых образов, обеспечивающих обобщённое отражение предметов и явлений; формирования системы конкретных представлений о предмете. Отдельные представления, входящие в эту систему, имеют конкретный характер, но, объединенные в систему, могут позволить ребёнку осуществлять обобщённое отражение окружающих предметов и явлений.
Изначально складывается совокупность подвергающих анализу действий, в ходе которых ребёнка обучают идти от общего к частному, затем в продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в процессе которых ребёнка обучают воссоздавать вначале основные части предметов, а затем производные. Логика воспроизведения соответствует логике анализа предмета и развёртывается от общего к частному.
Основной момент развития наглядно-образного мышления - формирование у детей определённой техники оперирования образами, основой которого является применение особой группы средств мыслительной деятельности, посредством которых осуществляются мысленные перемещения предметов в пространстве.
Главная линия развития мышления - формирование умения оперировать образами предметов или их частей, в качестве базы такого оперирования выступает умение детей произвольным образом их актуализировать. Данные умения возникают у дошкольников в течение постижения двух тесно взаимосвязанных систем действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель или принять ее от взрослого, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество.
Используются несколько форм общения:
–         деловое общение, когда ребенок стремится научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка дорогостоящие качества поведения в обществе, способность принимать коллективную цель, подключиться к совместному планированию, взаимодействовать в процессе работы, обсуждать полученные результаты;
–         познавательное общение по поводу волнующих ребенка проблем познавательного характера, содействует усилению познавательных интересов и активности дошкольников;
–         личностное общение, в которое ребенок вступает для обсуждения проблем с взрослыми, связанными с эмоциональным миром людей, с их поступками, ребенок обсуждает свои впечатления. Именно здесь проистекает социальное взросление ребенка, вырабатываются социально-ценностные ориентации, понимается смысл событий, формируется готовность к роли будущего школьника.
Заключение.
Дети раннего возраста имеют непроизвольный характер основных психологических процессов – внимания, памяти, мышления, и отличаются эмоциональной неустойчивостью и потребностью в эмоциональном комфорте, сфера познавательной деятельности ребёнка сосредоточена на реальном предметном, окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой в эту минуту. Речь как средство общения, находится в стадии развития, что меняет отношение ребёнка со средой. Сознание ничего не предвидит и не опирается на опыт других и на свой. Эмоции и аффекты ситуативны и проявляются в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Еще одна важная особенность маленького ребенка - необыкновенная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг.
Младший дошкольный возраст ознаменован наступлением нового этапа в жизни ребёнка, так как в это время малыш понемногу становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть ребёнок начинает ощущать себя отдельной личностью, что меняет его отношение к окружающему миру.
Примерно к четырехлетнему возрасту у дошкольника в целом завершен процесс формирования основных психических функций, что создает необходимую базу для становления и интенсивного развития наглядно-образного мышления ребенка
В период старшего дошкольного детства формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти, происходит освоение социальной функции и человеческих норм поведения, что является значительным моментом формирования личности.
В умственном развитии дошкольника важную роль играет наглядно-образное мышление.
Библиографический список
1.       Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 226 с.
2.       Ефименко, Н.А. Организация работы с семьей в процесе подготовки ребенка к школе / Н.А. Ефименко // Первое сентября. – 2013. - № 6. – С. 20 - 23.
3.       Ефимкина, Р.П. Детская психология / Р.П. Ефимкина. - Новосибирск.: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2013. – 368 с.
4.       Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2013. – 286 с.
5.       Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 389 с.
2020