НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Майорова Н.В. Формирование эмоционального благополучия у дошкольников в дошкольной образовательной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Одной из задач, определяемой ФГОС дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
По определению Г.Г. Филипповой эмоциональное благополучие дошкольника – это устойчиво-положительное, комфортно – эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности его переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Эмоциональное благополучие дошкольника является необходимым условием развития его личности, так как в случае возникновения эмоционального неблагополучия у ребенка могут возникнуть нарушения, как в психическом, так и в физическом развитии.
В детском саду эмоциональное благополучие дошкольника зависит от многих факторов: эмоциональной обстановки, общего уклада жизни в ДОО, состояния здоровья воспитанника в период посещения им дошкольного учреждения, особенностей взаимодействия с взрослыми и сверстниками в группе, которую он посещает. Все эти составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы и позволяют судить о том, насколько эмоционально комфортно ребенку в детском саду.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно заключить, что эмоционально благополучный ребенок – это воспитанник, который приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно практически не меняется, у дошкольника отсутствует переживание опасности со стороны окружения, есть друзья, с которыми он играет, к ребенку хорошо относятся педагоги ДОО, деятельность его успешна или же переживается им как успешная, благодаря внимательному отношению окружающих.
Это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка. Для того чтобы большинство воспитанников приблизились к этому портрету, в нашем дошкольном учреждении была разработана система совместной интегрированной деятельности воспитателей и педагогов ДОУ при ведущей роли педагога-психолога по формированию эмоционального благополучия дошкольников.
Деятельность педагога-психолога в рамках реализации указанной задачи охватывает всех участников образовательного процесса: педагогов ДОО, родителей, воспитанников учреждения.
Целью работы педагога-психолога с педагогами ДОУ стало развитие психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах формирования эмоционального благополучия у воспитанников ДОУ, объединение усилий воспитателей и всех специалистов для обеспечения благоприятного эмоционального микроклимата в ДОО, создание поддерживающей и доброжелательной атмосферы.
В рамках взаимодействия педагога-психолога с родителями (законными представителями) осуществлялось психологическое просвещение последних по вопросам влияния семейной атмосферы, стиля общения с ребенком на его эмоциональное состояние, значение эмоций в жизни детей и их влияние на дальнейшее развитие ребенка в целом.
В рамках непосредственной деятельности с детьми была разработана совместная интегрированная деятельность педагога-психолога, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя с детьми по проведению утренней зарядки и «эмоциональной гимнастики». Ведь очень важно, чтобы положительный эмоциональный заряд, хорошее настроение дети получали в начале каждого дня.
Цель проведения «эмоциональной гимнастики» - создание условий для формирования эмоционального благополучия у каждого воспитанника ДОУ.
Задачи «эмоциональной гимнастики»:
·          Способствовать созданию у дошкольников хорошего настроения и эмоционально-положительного настроя на день;
·          развивать положительные эмоции и эмоциональную отзывчивость;
·          способствовать сплочению воспитанников ДОУ, развитию готовности к совместной деятельности;
·          формировать социальное доверие и чувство безопасности в коллективе сверстников;
·          создать условия для развития доброжелательной и поддерживающей атмосферы в ДОУ.
В ходе проведения «эмоциональной гимнастики» параллельно решаются и такие задачи, как развитие у воспитанников крупной моторики, произвольного внимания, зрительно-двигательной памяти, умения действовать по правилу, соотносить свои действия с партнером по игре.
Основным принципом проведения «эмоциональной гимнастики» является безусловное принятие педагогом-психологом каждого воспитанника ДОО со всеми его особенностями, а так же демонстрация детям положительных эмоций и радости при встрече с ними.
Особенности проведения «эмоциональной гимнастики» в ДОО.
·          «Эмоциональная гимнастика» проводится в музыкальном зале педагогом-психологом непосредственно после утренней зарядки, проводимой инструктором по физической культуре одновременно для воспитанников нескольких групп, близких по возрасту.
·          Длительность проведения «эмоциональной гимнастики» составляет 10 минут.
·          Во время проведения «эмоциональной гимнастики» дети стоят в форме круга, что облегчает взаимодействие, создает ощущение целостности.
·          Многие игры и упражнения имеют музыкальное сопровождение, осуществляемое музыкальным руководителем детского сада.
·          При проведении «эмоциональной гимнастики» используется ритуальный характер приветствия и прощания педагога-психолога с дошкольниками. Приветствие воспитанников начинается словами: «Доброе утро, дорогие мальчики и девочки! Я очень рада вас видеть!» Прощание с детьми выражает одно из пожеланий: «Я вам желаю сегодня хорошего настроения (веселого дня, интересных открытий)».
·          При проведении некоторых упражнений, участниками «эмоциональной гимнастики» становятся не только дети, но и педагоги ДОУ. Совместная деятельность позволяет воспитанникам ощутить единство и сплочение не только со сверстниками, но и с окружающими их взрослыми.
·          Разученные в течение года игры и упражнения постепенно сменяются новыми, которые, в свою очередь, чередуются с изученными ранее. Это позволяет разнообразить деятельность детей в процессе «эмоциональной гимнастики», при этом полюбившиеся игры становятся понятными и близкими для дошкольников.
«Эмоциональная гимнастика» имеет свою структуру проведения и включает: приветственное упражнение, игру на эмоциональное сплочение, упражнение на развитие положительных эмоций.
1.       Приветственное упражнение. Проводится в начале «эмоциональной гимнастики» с целью установления эмоционального контакта педагога-психолога с воспитанниками, создания эмоционального настроя на совместную деятельность. Варианты приветственных упражнений: «Приветствие жестами» (приветствие друг друга кивком головы, подмигиванием, улыбкой, аплодисментами); игра «Кто громче поздоровается?» (сначала хором здороваются мальчики, затем девочки, затем все вместе); «Скажи громко свое имя» (каждый ребенок одновременно громко произносит свое имя при ответе на вопрос педагога-психолога: кто пришел к нам на зарядку?) и др.
2.       Игры и упражнения на эмоциональное сплочение детей. Они направлены на формирование у детей социального доверия, чувства безопасности в коллективе, доброжелательности. Проводимые игры разнообразны. С дошкольниками разучиваются упражнения: «Клубочек» (дети, взявшись за руки, изображают ниточку дружбы, которую педагог-психолог наматывает на «катушку» - инструктора по физической культуре, воспитателя); игра «Разбуди медвежонка» (выбирается медвежонок, который спит в берлоге, дети водят хоровод, рассказывая четверостишье, а затем все вместе подходят, чтобы ласково разбудить медвежонка); подвижная игра «Зонтик» (под веселую музыку дети гуляют по залу, под звуки дождя сбегаются под зонтик к психологу) и др.
3.       Упражнение на развитие положительных эмоций. Проводится в заключительной части «эмоциональной гимнастики» и направлено на проявление положительных эмоций, развитие и обучение выразительным мимическим движениям, определение и передачу эмоциональных состояний. Выполнение мимических упражнений обязательно заканчивается изображением эмоции «радость». Используемые упражнения: «Улыбнись и скажи радостно», «Солнечный зайчик», «Изобрази эмоцию», «Спаси птенца» и др.
Подборка материала для «эмоциональной гимнастики» осуществлялась из разных методических источников. Многие игры и упражнения были взяты из программ А.С. Роньжиной, С.В. Крюковой, М.И. Чистяковой, часть заданий и игр было разработано самостоятельно.
Одно из авторских упражнений, вызвавших у детей сильный положительный эмоциональный отклик, - «Передай по кругу хорошее настроение (радость, счастье)». Педагог-психолог демонстрирует детям большой шар, обернутый в подарочную упаковку, и сообщает, что в нем находится хорошее настроение. Воспитанникам предлагается передать этот шар по кругу, посмотрев при этом в глаза рядом стоящего, и обязательно улыбнуться (детям старших групп - сказать ласковое слово, комплимент, пожелание на день).
Опыт работы в рамках реализации ФГОС по развитию эмоционального благополучия дошкольников при проведении «эмоциональной гимнастики» в течение года показал положительные результаты. Большее количество детей стало с удовольствием посещать детский сад, легко прошел адаптационный период для вновь пришедших в группы воспитанников. Увеличилось число детей с преобладанием хорошего настроения и положительных эмоций. Многие дошкольники стали лучше взаимодействовать со сверстниками. Проведение данного вида деятельности положительно отразилось и на педагогах. Встречая утром детей в группе, они чаще стали употреблять фразы «Я рада, что ты пришел!», «Я очень рада тебя видеть!»
Безусловно, «эмоциональная гимнастика» - это только одно из средств формирования и развития эмоционального благополучия дошкольников ДОУ. Однако наличие положительных результатов свидетельствует об эффективности ее проведения в условиях дошкольной образовательной организации.

Библиографический список.

1.   Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2005.
2.   Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003.
3.   Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии //Детский практический психолог. — М.: Просвещение, 2001.
4.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 № 1155.
5.   Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
e-mail автора: natasha.mayorova@mail.ru
телефон контакта: 8-917-14-98-210
2018