Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Буланова М.Ю. Дистанционные олимпиады и конкурсы для учащихся — благо или бремя?

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Новое - хорошо забытое старое, как говорят многие опытные люди. Позволю не согласиться с этим утверждением, если говорить об информатизации в целом и дистанционных олимпиадах в частности.
Современное образование невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий, включающих в себя и дистанционные образовательные технологии. Особую популярность в школьном образовании за последние несколько приобрели дистанционные олимпиады. Буквально недавно, менее десяти лет назад, участие в олимпиаде по предмету считалось привилегией и могло быть реализовано только очно. Так, например, помню, как в нашей школе ежегодно проводился школьный, затем городской этап олимпиады по английскому языку, а призеров и победителей мы сопровождали на областной тур. Благодаря руководителю методического объединения в то время, мы, на мой взгляд, имели также уникальную возможность принять участие в серьезных международных мероприятиях, например, по американской программе «Аспрял» или «Флекс», но проводились они только в областном центре.
Сложно поспорить с фактом, что информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в жизнь взрослого населения нашей планеты, и не менее плотно вовлечены в этот процесс дети. Начиная практически с рождения, многие малыши знакомы с планшетом или мобильным телефоном. Несомненно, в каждом новом изобретении человечества есть плюсы и минусы, поэтому, каждый решает для себя, готов ли он к знакомству с этим новым. Но педагогическая деятельность просто обязывает осваивать все инновационное, чтобы не только идти в ногу со временем, но и профессионально расти с учетом современных трендов в образовании.
Интернет-олимпиады и конкурсы – доступный, массовый и современный инструмент информатизации образовательного процесса. Основная ценность этого инструмента, на мой взгляд, возможность выявления наиболее талантливых и творческих учащихся с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения. Кроме того, они способствуют развитию мотивации к учебной деятельности, а при определённых условиях, могут повлиять и на самооценку учащегося. Второе преимущество - в дистанционных олимпиадах могут принять участие все желающие школьники без предварительного отбора, что немаловажно для объективного роста самооценки ученика. Это особенно важно тем, кто по возрастному цензу не попадает в школьные олимпиады – учащиеся начальных классов, 5-6 классов, у которых всероссийская школьная олимпиада проводится только на уровне образовательной организации. Заметим, что в дистанционных олимпиадах могут принять участие и школьники, обучающиеся в силу разных причин на дому, что немаловажно.
Нельзя не отметить, что сильной стороной дистанционных олимпиад является их регулярное проведение, что помогает педагогам вести систематическую работу по внеурочной деятельности, по работе с одаренными детьми, а также по подготовке к очным олимпиадам и конкурсам. Очень важным моментом для дистанционных олимпиад является отсутствие ограничений по количеству участников, это особенно радует учащихся младшего и среднего звена, когда они легко откликаются на предложения учителя об участии в дополнительной учебной деятельности. Дистанционные конкурсы и олимпиады привлекательны ещё и тем, что включают в себя большое количество интересных и разнообразных вопросов и заданий открытого типа, требующих творческого ответа и нестандартного мышления; предоставляют ученикам возможность работы с бумажным или электронным вариантом заданий. Следует учесть, что у большинства организаторов дистанционных олимпиад есть рейтинг участников, что позволяет учителю и ученику сравнивать результаты.
Из опыта работы хотелось бы отметить дополнительные позитивные стороны использования дистанционных олимпиад и конкурсов в учебной деятельности: мотивирование слабоуспевающих учащихся, возможность дозирования дополнительной информационной нагрузки для сильных учащихся. Считаю необходимым пояснить структуру работы с каждой из указанных категорий учащихся. Итак, в своей работе поэтапно ориентирую учащихся с низким уровнем мотивации на участие в дистанционной олимпиаде: сначала предлагаю несколько карточек с интересными, иллюстрированными заданиями из олимпиад легкого уровня на одну или две образовательные ступени ниже (о чем не сообщаю учащимся). Как правило, ребята справляются хорошо, получают положительную отметку и испытывают позитивные эмоции в этой ситуации успеха. На следующем этапе предлагаю учащемуся выполнить все простые, на его взгляд, задания из всей (полной) олимпиадной работы, уровнем также ниже на одну или две ступени. На третьем этапе совместно разбираем ошибки в заданиях, решаем оставшиеся задания с объяснением. На заключительном этапе учащийся решает эту же работу самостоятельно и получает, как правило, положительную отметку и рост учебной мотивации. Обращаю внимание, что при работе по этой схеме использую только печатный вариант олимпиад.
При работе с одарёнными детьми на первом этапе предлагаю ребятам принять участие в нескольких дистанционных олимпиадах и конкурсах, с целью определить стартовый уровень сложности. Учителя, применяющие в практике своей работы дистанционные олимпиады, согласятся, что уровень сложности заданий для одной и той же возрастной группы на разных сайтах отличается. На следующем этапе проводим анализ ошибок из решенных олимпиад. Далее предлагаю ребенку решать олимпиады на ступень выше.
Возвращаясь к вопросу диагностики стартового уровня сложности, следует отметить и не всегда одинаковые условия участия и представления материалов олимпиады. Работая с несколькими организациями, реализующими возможность дистанционного участия в олимпиадах, представляю систематизированные мною данные в виде таблицы:

Организатор

Олимпус

Олимпис

Фоксфорд

Видеоуроки

Мега-талант

Интолимп

Компеду

Инфоурок

Официальный сайт

http://www.olimpus.org.ru

https://www.olimpis.ru

https://foxford.ru

https://videouroki.net/olymp/

https://mega-talant.com/olympiada

https://intolimp.org

https://compedu.ru

https://infourok.ru/konkurs

Местонахождение редакции

г. Калининград

г.Санкт-Петербург

г. Москва

 г. Смоленск

г. Москва

г. Могилев

г. Могилев

 г. Смоленск

регистрация на сайте

+

+

+

+

+

+

+

+

электронная версия работы

-

+

+

-

-

+

+

+

бумажная версия работы

+

-

-

+

+

+

+

-

минимальное количество участников

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

электронный документ

-

-

+

+

+

+

+

+

печатный документ

+

+

-

-

-

-

-

-

периодичность

Осень

Зима

Весна

Осень

Весна

Осень

Весна

Зима

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно



Чаще всего учитель предлагает ребенку принять участие в дистанционном конкурсе или олимпиаде дома, если в методических рекомендациях по проведению этот способ разрешен. Но здесь, несомненно, возникает вопрос о самостоятельности выполнения работы и достоверности полученных результатов. Поэтому, в своей практике часть дистанционных олимпиад включаю в структуру урока. Например, для одаренных учащихся - это альтернатива обычной итоговой работе по модулю. При групповой работе - это объект соревнования. В парной работе – это возможность получить дополнительное поощрение (на выбор) в виде балла к оценке, освобождения от домашнего задания или бонус «двойка-невидимка».
Оборотной стороной медали в дистанционных олимпиадах является необходимость материальных затрат на участие и распечатку наградных материалов. Отметим финансовую доступность участия в них: чаще всего дистанционные олимпиады недорогие, в них предусмотрены скидки при коллективном участии и компенсации расходов. Оговорюсь, что стараюсь подходить к материальной стороне этого вопроса индивидуально, особенно, если речь идет об одаренном ребенке. Мы можем оплатить взнос за участие ребенка из средств, предлагаемых в некоторых олимпиадах в качестве компенсационных расходов. Убеждена, жизненные ситуации бывают разные, а добро возвращается добром!
Дистанционные образовательные технологии имеют хороший учебный потенциал, актуальны, предоставляют педагогу возможность дифференцированного использования этого инструмента в своей профессиональной деятельности. Но учителю следует помнить о некоторых недостатках этой технологии и учитывать необходимость их корректировки.
2019