Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf
Гуманистическая парадигма образования повлекла за собой изменения, и в школьную практику начали активно внедряться инновационные технологии образования.
Актуальность применения инновационных технологий в педагогической практике обусловлена повышением уровня образования в Российской Федерации. Обновление образовательного процесса происходит на основе личностно-ориентированного, персонифицированного обучения школьников.
Начиная с 2000 года в школах России введен единый курс литературного чтения, одной из содержательных линий которого является обучение работе с детской книгой. Это требование отражено в Федеральном государственном стандарте образования.
В связи с этим возникает вопрос: «Как пробудить в младшем школьнике интерес к чтению, желание читать художественную литературу и обогащать свой словарный запас?»
Многие методисты, психологи, ученые и педагоги искали ответ на этот вопрос. Среди них следует отметить Н.Н.Светловскую, Г.Н.Кудину, З.Н.Новлянскую, Т.Г.Рамзаеву, М.Р.Львова, О.В.Сосновскую, О.В.Джежелейа и других.
Современные педагоги стали искать нетрадиционные способы взаимодействия с обучающимися, новые методы и приемы ведения урока литературное чтение с позиции интерактивного диалога. Одной из самых новых технологий, объединяющих в себе различные методы, приемы и техники признан коучинг. Он является важным инструментом влияния на развитие личности обучающего через систему взаимодействия между обучающимся и педагогом в ходе работы на уроке.
В соответствии с целями обучения Романовская З.И. рассматривает чтение как основу для образования, как средство формирования личности ребенка, его духовного развития. Считает, что необходимо так построить методику чтения в начальной школе, чтобы объединить процесс обучения чтению и приобщение учеников к искусству слова. Уже на этапе обучения чтению необходимо развивать потребность в общении с книгой, воспитывать понимание литературу как образного отражения действительности[4, 64].
Читательский интерес - это изобразительно-положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям, его читательской психологии. В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их. Как сравнительно устойчивое свойство личности читательский интерес формируется и проявляется путем многократного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности[3, 54].
Для того чтобы у первоклассника сформировался читательский интерес знания, которые он получает на уроках литературного чтения, должны приобрести для него личностный смысл. Помочь обучающимся перейти к активному, осознанному чтению и понять его личное значение для обучающегося может коучинг.
Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально - личностном развитии учащихся[1, 144].
По мнению Н.А. Зыряновой, цель коучинга в обучении — помогать обучающимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов[2, 46-49].
Применяемые эффективные приёмы коучинга на уроках литературного чтения разнообразны: лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений, использование мотивационных слов, тоны голоса, метод глубинного слушания, партнерское сотрудничество, линии времени, техники «Ценностный образ», «Стратегия гениальности», «Корневая ценность», «Стейклхолдеры», «Стол менторов», мозговой штурм WORLD CAFE и многие другие.
Но опыт использования данной технологии для развития читательского интереса у первоклассников носит описательный и малоинформативный характер. Для проверки гипотезы были выявлены компоненты, показатели и уровни сформированности читательского интереса у первоклассников, а также проведено эмпирическое исследование.
Первым этапом были сформулированы задачи и проведена диагностическая работа, состоящая из методик и карты наблюдения направленных на выявление уровня сформированости читательского интереса у первоклассников.
По результатам наблюдений было выявлено, что высокий уровень имеют 8(27%) обучающихся, средний уровень – 18(60%) обучающихся, низкий уровень – 4(13%) обучающихся.
По результатам диагностического этапа исследовательской работы выяснилось, что уровень сформированности читательского интереса у большинства обучающихся находится на среднем уровне. Это указывает на то, что первоклассники проявляют интерес, но ситуативно. Основные трудности большинство обучающихся испытывают в самостоятельном подборе литературы для внеклассного чтения. Но есть в классе обучающиеся с низким уровнем читательского интереса, так как обучающиеся относятся к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Тем самым можно сказать, что педагогу необходимо обратить внимание на формирование читательского интереса у первоклассников, а также использовать технологию коучинга на уроках литературного чтения для повышения уровня читательского интереса.
Библиографический список
1. Дмитриева Е.Н., Тренькаева Н.А. Возможности использования методов и приемов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов / Е.Н. Дмитриева, Н.А. Тренькаева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3. - 144-147 с.
2. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков /Н.М.Зырянова // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – 46–49 с.
3. Светловская Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. Светловская Т.С. Пиче-Оол // –М.: Аркти, 2017. –54 с.
4. Соболева О.В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения / О.В.Соболева // дис. д-ра псих.наук: 19.00.07. -Курск, 2015. –304 с.
5.