Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Сергеева О.В. Реальные ситуации общения на уроках английского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках – это технология, способствующая формированию ключевых компетенций при изучении иностранного языка. Она может применяться на различных этапах обучения английскому языку и способствует развитию навыков устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор учащихся.
Реальные ситуации – это ситуации, максимально приближенные к жизни. А для того, чтобы максимально приблизить учебные речевые ситуации к условиям реального общения, необходима заинтересованность говорящих в содержании разговора и необходимости вести этот разговор на иностранном языке.
Условия создания реальных речевых ситуаций общения:
·           Постановка коммуникативных задач, которые связаны с личностью и жизнью обучающегося, затрагивают его эмоциональную и интеллектуальную сферы;
·           Использование разнообразных стимулов, учитывающих особенности школьников разного возраста, уровень их знаний, навыков и умений;
·           Стимулирование учащихся на выражение своего отношения к прослушанному, увиденному, прочитанному.
Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английкого языка ставят обучащихся в условия, сходные с естественными, будят воображение, заставляют оформлять свои мысли и чувства иноязычными средствами, позволяют активизировать разговорные формулы, повседневно-бытовую лексику и грамматические структуры, не фиксируя на них свое внимание.
Обучение диалогической речи, обусловленное созданием ситуаций можно представить в следующих упражнениях:
1.        по теме к указанной ситуации с учётом коммуникативной задачи (задаётся в виде тактики речевого поведения, ключевых образцов);
2.        к серии картинок, используя ключевые слова (картинки изображают последовательность действий);
3.        по содержанию презентации;
4.        на основе сообщаемой информации;
5.        используя имеющиеся данные о ситуации, зачин и концовку диалога;
6.        на основе ключевых слов;
7.        по прочитанному тексту;
8.        к монологическому тексту путём оживления и расширения последнего;
9.        по теме к одной из ситуаций, затем изменяю его применительно к новым ситуациям в рамках данной темы;
10.    к типичным ситуациям общения по теме
Учебная ситуация помогает воспитывать у школьников внимательное отношение к одноклассникам, «собеседникам в общении», чувство коллективизма, инициативности, поскольку язык лучше усваивается в группе.
Ситуация стимулирует мотивацию учения, вызывает у школьника интерес к заданию и желание успешного выполнения.
Для создания учебных ситуаций используются:
·           реальные ситуации общения в классе;
·           различные средства наглядности;
·           презентации;
·           ролевые игры и т.д.
Более близки к реальному общению те ситуации, в которых содержание речи не надо придумывать и не требуется воображать себя в чьей-то роли. Это такие задания, которые обращены к самому учащемуся, предполагают использование его жизненного опыта. Например, предлагается рассказать о своем друге или о своих увлечениях. Такие задания хороши тем, что они носят личностный характер и допускают некоторое разнообразие содержания.
Живой диалог возможен, однако, лишь в том случае, если учитель всегда отвечает на вопросы учащихся, поощряет вопросы, если в классе создана непринужденная обстановка. Неожиданные рассказы учителя о себе способствуют созданию такой обстановки. Но не надо превращать это в трафарет, необходимо также учитывать возрастные особенности учащихся.
На уроках я широко использую речевую разминку. Ее содержание широко варьируется в зависимости от ступени обучения.
-составьте вопрос по теме
-ответьте на вопросы по теме
-повторите предложение и добавьте свое
-выскажите свою точку зрения по прослушанному
Учебная ситуация может вызвать у школьников определённое эмоциональное состояние, если ситуация полностью понята учеником и преподносится учителем заинтересовано.
Например, учитель сообщает ученикам, что сейчас он узнает, где они были вчера.
T: - By the way, what day was it yesterday?
P1: - It was Monday.
T: - Oh, yes. It was Monday. I was in the park. What about you?
P2: - I was at the cinema.
T: - That’s good. And where were you, Masha? Were you at the cinema too?
A: - No, I wasn’t. I was in the library.
Далее дети спрашивают в парах друг у друга, где они были вчера. Перед выполнением упражнения повторяем места, где они могли быть: at home, at the shop, in the club, at the theatre, at the cinema, in the library, и т.д. При такой организации тренировки обеспечивается проговаривание учащимися структур со словами was/ were многократно, активизируются предлоги. Внимание школьников направлено на содержание высказывания, а не на форму; последнее запечатлевается в памяти непроизвольно. Повторяется нужный для решения коммуникативной задачи материал – указание места.
Обучающимся прочитывается текст:
I get up at 7 o’clock. My grandmother makes my bed. I do my morning exercises on Sunday. I wash with warm water. I don’t like cold water. Then I dress and have breakfast. My grandmother puts my books, copy-books, pens and pencils in my bag. At 8 o’clock I go to school.
Дети по-разному реагируют на рассказ. После проводится беседа.
What about you? Do you make your bed?
Who makes your bed? Do you wash with cold or warm water?
Дальше переходим к управляемому диалогу, после этого составляем диалоги в парах.
На продвинутом этапе усложняется структура ситуаций: они включают уже не одну коммуникативную задачу, а две-три, для решения которых учащиеся должны овладеть различными структурами вопросительных предложений.
На младшей ступени обучения учащимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект. В классе предлагаю простые ситуации:
-Вы встретились с туристом из Англии. Давайте познакомимся с ним поближе. Диалог “Знакомство”
При изучении темы “Внешность”:
- К нам в класс пришел сотрудник полиции. Разыскивается преступник. Дается описание внешности преступника. Учащиеся пытаются догадаться о ком идет речь.
Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания. Например, в 3 классе при изучении темы “Семья” учащиеся приносят фотографии членов своей семьи. Можно предложить следующие задания:
- покажи нам фотографии членов твоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать вопросы.
-Анна очень любит музыку. Послушайте её рассказ о своем увлечении и задайте ей вопросы.
Некоторым учащимся в индивидуальном порядке можно предложить программу телевидения. Предлагаю такие ситуации как: “Ваши планы на выходные”, “Ваши планы на ближайшие каникулы”, “Опиши, что ты видишь из окна”.
Применение ситуативных картинок помогает активизировать речевую деятельность учащихся. По картинкам можно поговорить, выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы в данной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами. Главное условие общения – не бояться ошибок, не бояться плохой оценки.
Таким образом, практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск. Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

Список литературы:

1.     Алексеева Л. В. Иностранные языки в школе. – 2002.- № 6.
2.     Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 2008.
3.     Цетлин Б. С. Реальные ситуации общения на уроке. Иностранные языки в школе. – 2000. – № 6.
2019