Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках – это технология, способствующая формированию ключевых компетенций при изучении иностранного языка. Она может применяться на различных этапах обучения английскому языку и способствует развитию навыков устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор учащихся. Реальные ситуации – это ситуации, максимально приближенные к жизни. А для того, чтобы максимально приблизить учебные речевые ситуации к условиям реального общения, необходима заинтересованность говорящих в содержании разговора и необходимости вести этот разговор на иностранном языке. Условия создания реальных речевых ситуаций общения: · Постановка коммуникативных задач, которые связаны с личностью и жизнью обучающегося, затрагивают его эмоциональную и интеллектуальную сферы; · Использование разнообразных стимулов, учитывающих особенности школьников разного возраста, уровень их знаний, навыков и умений; · Стимулирование учащихся на выражение своего отношения к прослушанному, увиденному, прочитанному. Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английкого языка ставят обучащихся в условия, сходные с естественными, будят воображение, заставляют оформлять свои мысли и чувства иноязычными средствами, позволяют активизировать разговорные формулы, повседневно-бытовую лексику и грамматические структуры, не фиксируя на них свое внимание. Обучение диалогической речи, обусловленное созданием ситуаций можно представить в следующих упражнениях: 1. по теме к указанной ситуации с учётом коммуникативной задачи (задаётся в виде тактики речевого поведения, ключевых образцов); 2. к серии картинок, используя ключевые слова (картинки изображают последовательность действий); 3. по содержанию презентации; 4. на основе сообщаемой информации; 5. используя имеющиеся данные о ситуации, зачин и концовку диалога; 6. на основе ключевых слов; 7. по прочитанному тексту; 8. к монологическому тексту путём оживления и расширения последнего; 9. по теме к одной из ситуаций, затем изменяю его применительно к новым ситуациям в рамках данной темы; 10. к типичным ситуациям общения по теме Учебная ситуация помогает воспитывать у школьников внимательное отношение к одноклассникам, «собеседникам в общении», чувство коллективизма, инициативности, поскольку язык лучше усваивается в группе. Ситуация стимулирует мотивацию учения, вызывает у школьника интерес к заданию и желание успешного выполнения. Для создания учебных ситуаций используются: · реальные ситуации общения в классе; · различные средства наглядности; · презентации; · ролевые игры и т.д. Более близки к реальному общению те ситуации, в которых содержание речи не надо придумывать и не требуется воображать себя в чьей-то роли. Это такие задания, которые обращены к самому учащемуся, предполагают использование его жизненного опыта. Например, предлагается рассказать о своем друге или о своих увлечениях. Такие задания хороши тем, что они носят личностный характер и допускают некоторое разнообразие содержания. Живой диалог возможен, однако, лишь в том случае, если учитель всегда отвечает на вопросы учащихся, поощряет вопросы, если в классе создана непринужденная обстановка. Неожиданные рассказы учителя о себе способствуют созданию такой обстановки. Но не надо превращать это в трафарет, необходимо также учитывать возрастные особенности учащихся. На уроках я широко использую речевую разминку. Ее содержание широко варьируется в зависимости от ступени обучения. -составьте вопрос по теме -ответьте на вопросы по теме -повторите предложение и добавьте свое -выскажите свою точку зрения по прослушанному Учебная ситуация может вызвать у школьников определённое эмоциональное состояние, если ситуация полностью понята учеником и преподносится учителем заинтересовано. Например, учитель сообщает ученикам, что сейчас он узнает, где они были вчера. T: - By the way, what day was it yesterday? P1: - It was Monday. T: - Oh, yes. It was Monday. I was in the park. What about you? P2: - I was at the cinema. T: - That’s good. And where were you, Masha? Were you at the cinema too? A: - No, I wasn’t. I was in the library. Далее дети спрашивают в парах друг у друга, где они были вчера. Перед выполнением упражнения повторяем места, где они могли быть: at home, at the shop, in the club, at the theatre, at the cinema, in the library, и т.д. При такой организации тренировки обеспечивается проговаривание учащимися структур со словами was/ were многократно, активизируются предлоги. Внимание школьников направлено на содержание высказывания, а не на форму; последнее запечатлевается в памяти непроизвольно. Повторяется нужный для решения коммуникативной задачи материал – указание места. Обучающимся прочитывается текст: I get up at 7 o’clock. My grandmother makes my bed. I do my morning exercises on Sunday. I wash with warm water. I don’t like cold water. Then I dress and have breakfast. My grandmother puts my books, copy-books, pens and pencils in my bag. At 8 o’clock I go to school. Дети по-разному реагируют на рассказ. После проводится беседа. What about you? Do you make your bed? Who makes your bed? Do you wash with cold or warm water? Дальше переходим к управляемому диалогу, после этого составляем диалоги в парах. На продвинутом этапе усложняется структура ситуаций: они включают уже не одну коммуникативную задачу, а две-три, для решения которых учащиеся должны овладеть различными структурами вопросительных предложений. На младшей ступени обучения учащимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект. В классе предлагаю простые ситуации: -Вы встретились с туристом из Англии. Давайте познакомимся с ним поближе. Диалог “Знакомство” При изучении темы “Внешность”: - К нам в класс пришел сотрудник полиции. Разыскивается преступник. Дается описание внешности преступника. Учащиеся пытаются догадаться о ком идет речь. Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания. Например, в 3 классе при изучении темы “Семья” учащиеся приносят фотографии членов своей семьи. Можно предложить следующие задания: - покажи нам фотографии членов твоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать вопросы. -Анна очень любит музыку. Послушайте её рассказ о своем увлечении и задайте ей вопросы. Некоторым учащимся в индивидуальном порядке можно предложить программу телевидения. Предлагаю такие ситуации как: “Ваши планы на выходные”, “Ваши планы на ближайшие каникулы”, “Опиши, что ты видишь из окна”. Применение ситуативных картинок помогает активизировать речевую деятельность учащихся. По картинкам можно поговорить, выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы в данной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами. Главное условие общения – не бояться ошибок, не бояться плохой оценки. Таким образом, практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск. Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.
Список литературы:
1. Алексеева Л. В. Иностранные языки в школе. – 2002.- № 6. 2. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 2008. 3. Цетлин Б. С. Реальные ситуации общения на уроке. Иностранные языки в школе. – 2000. – № 6.