Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Григорьева И. В. Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. При определении читательской грамотности выясняют уровень сформированности читательских навыков.
Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе? На этот вопрос пытаются ответить специалисты 65 стран мира в ходе Международной программы PISA (Programme for International Student Assessment). Программа осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития - ОЭСР. PISA оценивает читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность учащихся.
Приоритетными в диагностике читательской грамотности учащихся становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Согласно современному представлению об «умении грамотно читать» выпускник основной школы должен уметь:
1) понимать тексты;
2) размышлять над их содержанием;
3) оценивать их смысл и значение;
4) излагать свои мысли о прочитанном.
Форма тестовых заданий:
- задания с готовыми ответами;
- задания, на которые учащийся должен дать краткий или полный обоснованный ответ.
Проверяемые когнитивные умения:
- нахождение информации (25%);
- интерпретация текста (50%);
- рефлексия на содержание текста, его форму и их оценка (25%).
Этапы работы с текстом:
- прочитать текст, определить его основные элементы;
- найти необходимую единицу информации, выраженную в тексте в иной (синонимической) форме, чем в вопросе;
- сравнить и противопоставить информацию разного характера, обнаружить доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста;
- связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения.
Форма представления материала для чтения:
Сплошные тексты (художественные, публицистические, научно-популярные тексты; тип текста – повествование, описание, рассуждение);
Несплошные тексты (таблицы, кластеры, диаграммы, карты, информационные листы, расписки, схемы, чертежи и т.д.).
Контекст: личный и социальный (учитываются возрастные особенности).

                                                                                 I.             Задания на основе сплошного текста (7-8 класс).

Внимательно прочитай текст К.Г. Паустовского и выполни задания.
Желтые облака над Феодосией. Жара. Прибой гремит жестянками. Мальчишки сидят на старой акации и набивают рот сухими сладкими цветами. Далеко над морем поднимается прозрачная струя дыма. Это идет из Одессы теплоход. Мрачный рыбак, подпоясанный обрывком сети, свистит и сплевывает в воду. Ему скучно. Рядом с рыбаком на берегу сидит мальчик и читает книгу. «Дай, пацан, поглядеть, что такое за книга», — хрипло просит рыбак. Мальчик робко протягивает книгу. Рыбак начинает читать. Он читает пять минут, десять, он сопит от увлечения и говорит:
— Вот это завинчено!
Мальчик ждет. Рыбак читает уже полчаса. Облака на небе поменялись местами, мальчишки уже объели одну акацию и полезли на другую. Рыбак читает. Мальчик смотрит на него с тревогой. Проходит час.
— Дядя, — шепотом говорит мальчик, — мне надо домой.
— К маме? — не глядя на него, спрашивает рыбак.
— К маме, — отвечает мальчик.
— Успеешь к маме, — сердито говорит рыбак.
Мальчик замолкает. Рыбак с шумом перелистывает страницы, глотает слюну. Проходит полтора часа. Мальчик начинает тихо плакать. Рыбак читает. Мальчик плачет, уже не скрываясь, слезы текут по его дрожащим щекам. Рыбак ничего не видит. Старый пристанский сторож кричит ему:
— Петя, зачем ты мучаешь ребенка! Отдай книгу, имей каплю совести.
Рыбак удивленно смотрит на мальчика, бросает ему книгу, плюет, говорит с сердцем:
— На, собственник, базарная душа, подавись своей книгой!
Мальчик хватает книгу и бежит, не оглядываясь, по раскаленному портовому спуску.
— Что это была за книга? — спрашиваю я рыбака.
— Диккенс, — говорит он с досадой. — Такой прилипчивый писатель — как смола!
Задание 1:
·          Где и когда происходит действие? Что происходит в тексте?
·          Кто является главным героем?
·          Что мы можем сказать о рыбаке? Из каких действий складывается наше представление о нём?
·          Что можно сказать о мальчике, читавшем книгу?
Задание 2: 1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа.
1). Это текст о грубом рыбаке.
2). Это текст о мальчике, который любит читать.
3). Это текст об интересной книге.
Задание 3: Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия).
Задание 4: Поставь значок v в нужную графу (верно /неверно / нет информации в тексте) (таблица 1):
Таблица 1.

Верно
Неверно
Нет информации в тексте
Мальчик читал книгу Диккенса «Приключения Оливера Твиста»



Рыбак взял в руки книгу, потому что ему было скучно сидеть на берегу



Мальчик заплакал, потому что знал, что о нем беспокоится мама



Рыбак посмотрел на мальчика, бросил ему книгу, плюнул, так как книга оказалась неинтересной



«Такой прилипчивый – как смола», - так отозвался о писателе рыбак, вынужденный вернуть книгу хозяину




Задание 5:
Заполни пропуски в предложениях:
1). … рыбак, подпоясанный обрывком сети, свистит и сплевывает в воду.
2). Мальчик … протягивает книгу.
3). Он читает пять минут, десять, он сопит … и говорит: …
4). Петя, зачем ты мучаешь ребенка! Отдай книгу, имей каплю ….
Задание 6:
Как вы понимаете слово «прилипчивый»? Можно ли подобрать к нему синоним?
Задание 7:
Прочитайте начало разговора между людьми, которые обсуждают рассказ К. Паустовского «Случай с Диккенсом»:
Первый участник: Мне кажется, что рыбак – грубый, невежественный человек. Он безразличен ко всему, что его окружает.
Второй участник: Я считаю, что рыбак не настолько равнодушный и бессердечный: ему не чуждо чувство прекрасного.
Приведите факты из рассказа, которыми участники разговора могли бы подтвердить свою точку зрения:
Первый участник разговора: _________________________________________
Второй участник разговора:__________________________________________
Задание 8: Как вы думаете, является ли последнее предложение рассказа подходящим для него концом? Обоснуйте свой ответ.

II. Задания на основе несплошного текста.

Рассмотри рекламное объявление (Рис.1), выполни задания:


 

 Рисунок 1. Рекламное объявление
Задание 1: Ответь на вопросы:
1. Когда состоится семинар?
2. Что нужно сделать, чтобы стать участником мастер-класса?
3. Какова цель проведения семинара?
4. Какова стоимость занятия?
5. Каковы ожидаемые результаты мастер-класса?
6. Где можно применить полученные на семинаре знания, умения?
Задание 2:
Поставь значок v в нужную графу (верно /неверно / нет информации в тексте) (Таблица 2).
Таблица 2.

Верно
неверно
Нет информации в тексте
Мастер-класс ведет носитель языка



На семинаре вы сможете пройти комплексное тестирование и определить свой уровень языка



В процессе семинара есть возможность познакомиться с новыми людьми, обменяться опытом и получить рекомендации преподавателей EF English First



Группа состоит из 10 человек



Занятие проходит на английском и русском языках




Задание 3:
Ты внимательно изучил информацию:
1. Можешь ли ты принять участие в мастер-классе, если узнал о его проведении 25 октября в 19.00?
2. Ты плохо владеешь английским языком. Сможешь ли ты стать участником семинара? Почему?
3. Семинар проходит полностью на английском языке. Согласен ли ты с таким условием проведения занятия, если твой уровень владения языком достаточно низкий? Обоснуй свой ответ.
4. Способно ли, по-вашему, одно занятие помочь подготовиться к важному собеседованию и блеснуть знанием английского? Порассуждай.
Данная диагностика позволит определить уровень читательской грамотности учащихся 7-8 классов, выявить проблемы, связанные с пониманием текстов, найти пути решения проблем.
 

Библиографический список

1.       Пранцова Г.В., Романичева Е.С.Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В.Пранцова, Е.С.Романичева.- 4 изд., испр. И доп.- М.: Неолит, 2017.
2.       Агранович М.Л., Ковалева Г.С.. Поливанова К.Н., Фатеева А.В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад. М.: ИФ «Сентябрь», 2009.
3.       Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2021.
2021