Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Демченко Е. М. Первые уроки нравственности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf

«Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать.
А. С. Макаренко
    Проработав воспитателем, много лет убедилась в том, насколько актуальны по сей день слова А.С Макаренко. Не по наслышке, знаю как сложно перевоспитывать дошкольников, если у них уже сложились неправильные взгляды или черты характера. Правильное воспитание с самого раннего детства — это вовсе не такое трудное дело, как многим может показаться. А вот перевоспитание требует больше сил и больше знаний, больше терпения.
    Именно поэтому дошкольный возраст — чрезвычайно важная пора в жизни каждого ребенка. В четыре, пять, шесть лет у ребенка начинает пробуждаться сознательное отношение к окружающему миру. Он уже не просто подражает кому-то, а начинает понимать, что и зачем делается, сам дает оценку тому, что видит. И, что очень важно, в этом возрасте с помощью взрослых он уже способен давать оценку и собственному поведению.
Поэтому в период дошкольного детства можно и нужно заложить в сердце и сознании ребенка крепкие понятия о добре и зле. Как нетрудно поддержать то хорошее, что есть в нем от природы! Как несложно выправить плохое, если сумели заблаговременно его разглядеть!
После долгого пребывания, у бабушки девочка Лена возвратилась домой. С радостью она обежала весь двор. Под водосточной трубой, как всегда, стояла старая детская ванна. Мама часто рассказывала, как купали Лену в этой ванне, когда она была совсем маленькой. Девочка, конечно, не помнила этого, тем более что привыкла всегда видеть ванну на улице. Но зато как любила она купать в ней кукол! Особенно после дождя, когда ванная наливалась до краев. Лена запускала в воду всех своих кукол, терла их травяной мочалкой и мылом из песка. А в солнечную погоду она вместо бани устраивала им «морские» купания.
Сейчас ванна тоже была полна до краев, так как долгое время шли дожди. Кое- где на поверхности воды плавали первые желтые листики, что принесла с собой начавшаяся осень.
Но вдруг Лена заметила что-то странное в ванной. Маленький грязновато-розовый комочек застрял между двух листьев. «Катька!..»— испуганно прошептала Лена.
Катька была совсем не похожа на себя. Краску с ее лица смыло, от воды она разбухла. Кукла казалась теперь жалкой. «Эх ты, Леночка, — с укором говорила она, — ну как могла ты забыть меня в этой ванной? Поиграла, искупала меня, а потом нужно было отнести в дом, в тепло, к другим игрушкам, и я бы спокойно ждала твоего возвращения. А теперь посмотри, что со мной стало!»
Долго стояла Лена у ванны с водой. Ей так хотелось плакать! И так стыдно и больно было за свою забывчивость!
Игрушки... Первые друзья маленького ребенка. Они заменяют ему братьев и сестер, если их нет. Игрушки помогают малышу легче перенести болезнь. С ними он делит скуку, пока сидит дома один. Игрушки рядом, и тогда жизнь прекрасна.
Можно без преувеличения сказать, что на отношении к игрушкам строятся первые нравственные понятия у дошкольника. Добрый с игрушками, он по-доброму относится к сверстникам и взрослым. На игрушках ребёнок учится чуткости, внимательности к чужой жизни. Эти свойства души он сохранит и разовьет в себе, когда вырастет. Игрушки, дети одухотворяют своей любовью, играми, мечтами. Нельзя проходить мимо, если он обращается с игрушками потребительски, невнимательно, разбрасывает их, рвет, ломает. На отношении к игрушкам нужно воспитывать нравственные чувства дошкольников.
Литература
1.    Каирова И.А., О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997.
2.    Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М.: ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
3.    Макаренко А.С. Книга для родителей. / - М.: «Педагогика», 1988.

2022