Актуальные вопросы дошкольного образования

Сбитнева Е.П., Богомолова Ю.А. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка как основной фактор процесса развития ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации

Библиографическое описание:
Сбитнева Е.П., Богомолова Ю.А. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка как основной фактор процесса развития ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

Самым универсальным методом анализа любых данных в любых сферах деятельности человека является диагностика. Этимология слова «диагностика», от греческого «diagnostikos» - «способный распознавать», даёт сразу понимание сути этого процесса. Исторически диагностика как деятельность складывалась под воздействием запросов практики: медицины, психологии, педагогики, а затем и промышленного производства.

Современное представление термина «диагностика» раскрывает суть теории и практики постановки диагноза с целью прогноза поведения объекта или системы и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

В ХХ веке этот термин стал широко использоваться в философии, в психологии, технике и других областях. В 1968 году немецкий педагог К. Ингенкамп предложил использовать термин «диагностика» и в педагогике.

Педагогическая диагностика является неотъемлемой частью образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Она выражается и в форме наблюдения за ребёнком, и в форме анкетирования родителя, и в оценке педагогической деятельности воспитателя. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, и завершает технологическую цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Согласно пункту 3.2.3. ФГОС ДО «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».

Таким образом, педагогическая диагностика в детском саду преимущественно направлена на изучение ребёнка от 2 месяцев до 7 лет для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности, на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, прогноз его поведения в будущем.

Педагог способен организовывать образовательную среду необходимую для реализации детских потребностей только, если он понимает ребёнка и видит его интересы. Различая все аспекты развития ребёнка: социальный, эмоциональный, когнитивный, физический, творческий педагог может оценить общий уровень развития ребёнка. Ведь каждое направление развития не стоит изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Направления развития ребёнка по их достижению определяют образовательные области, а в процессе диагностики педагог постоянно сравнивает результаты оценки развития конкретного ребёнка с его же прежними достижениями.

Авторы статьи при составлении диагностического инструментария в качестве критериев опирались на содержание каждой образовательной области, представленное в федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Рисунок 1. Фрагмент справочника с критериями мониторинга индивидуального развития ребёнка

Педагогическая диагностика (мониторинг) учитывает возрастные психофизиологические особенности развития детей, основные новообразования каждого возраста, социальную развития, ведущий вид деятельности. При определении критериев развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста акцент делается не на знаниевом компоненте, а на овладении детьми видами детской деятельности. Важное место занимали критерии, связанные с детской инициативой, активностью и самостоятельностью, что в значительной степени отражает задачи ФГОС ДО «...формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Педагог проводит педагогическую диагностику индивидуального развития детей на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций.

Рисунок 2. Форма для фиксации результатов диагностики

Диагностический мониторинг – это процесс, то есть последовательность действий, ограниченных во времени.

Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка.

Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.

Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребёнка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема). На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.

Педагогу необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребёнка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих эти результаты. Однако в практике часто наблюдается следующее: если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребёнка не соответствуют ожиданиям, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребёнком в данном направлении. Тем самым преобладающей деятельностью педагога оказывается коррекционно-развивающая. Диагностика, таким образом, рассматривается прежде всего как диагностика проблем развития, а не достижений ребёнка.

Представленный инструментарий даёт педагогам возможность замечать и поддерживать ярко проявляющиеся в ребёнке хорошие качества и только потом видеть проблемы развития и помогать их решать.

Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта. Интерпретация воспитателем полученных фактов — основной путь понимания ребёнка и прогнозирования перспектив его развития.

Интерпретирование полученных данных происходит автоматически, в зависимости от внесённых показателей, что не требует от педагога глубокого знания всех этапов развития ребёнка от 2 месяцев до 7 лет, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.

Следующим этапом предполагается определение актуальных образовательных задач для каждого ребёнка и для группы в целом.

Рисунок 3. Рекомендации, направленные на по оптимизацию работы с детьми

Собранная педагогом информация опирается на содержание образования и педагог получает педагогические рекомендации для оптимизации работы с группой детей.

Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребёнка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на её основе выводы помогают педагогу прогнозировать возможное поведение ребёнка в разных ситуациях и понять, какие его достижения следует всячески поддержать и развивать дальше, а в чем именно требуется оказать этому ребёнку помощь.

Искусство педагога заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребёнком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом личность становилась полноценной, богатой, неповторимой. Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребёнка, выявления и развития его индивидуальности.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 17.02.2023) // Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г.№ 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано Минюстом России 28.12.2022, регистрационный № 71847).

4. Комарова, О.А., Автомонова, А.В., Бычкова, О.В. Оценка достижения целевых ориентиров дошкольного образования: проблемы и пути решения / О.А. Комарова, А.В. Автомонова, О.В. Бычкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. – № 4.

5. Короткова, Н.А., Нежнов, П.Г. Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – М., 2014.

6. Лаврова, Л.Н., Чеботарева, И.В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО: Учеб.-метод. пособие / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

7. Методические рекомендации по применению инструментария оценки качества дошкольного образования. ФИРО РАНХиГС. Авторы: Н.В. Тарасова, Т.Н. Доронова, С.М. Пестрикова. Режим доступа: http://firo-nir.ru/index.php/instrumentariy/materialy-dlya-izucheniya/rekomend-pri-monitoringe.html

8. Микляева, Н.В. Мониторинг эффективности реализации образовательной программы ДОО / Н.В. Микляева. – М., 2016.

9. Нижегородцева, Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе (КДГД). Учебно-методическое пособие / Н.В. Нижегородцева. – Ярославль, 2011.

10. Никитина, Т.А. Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО / Т.А. Никитина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. – № 5. – С. 4-8.

11. Полякова, М.Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребёнка дошкольного возраста / М.Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 10. – С. 6-17.

12. Сафонова, О.А. Независимая оценка качества образования в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / О.А. Сафонова. – Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2016. – 103 с.

13. Щетинина, А.М. Психолого-педагогическая концепция развития социально-адаптивной индивидуальности ребёнка / А.М. Щетинина // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 68-79.
2024-03-04 15:44 2023