Актуальные вопросы начального общего образования

Шишкова И.И. Информационно-творческое проектирование в начальных классах

Библиографическое описание:

Шишкова И.И. Информационно-творческое проектирование в начальных классах // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Активные формы обучения пользуются большой популярностью в современном образовании. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс в школах и детских садах подразумевает использование учебных наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов, осуществление проектной деятельности и, в частности, информационно-творческих или творческо-информационных проектов.

Метод информационно-творческого проектирования является самым популярным видом исследовательской и творческой деятельности среди учащихся школы в наше время, позволяющим школьникам создавать информационно-творческие проекты.

Информационно - творческий проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм. Это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Самостоятельный поиск решения поставленных задач повышает интерес учащегося к обучению и исследовательской деятельности, развивает творческие способности ученика.

В процессе создания информационно-творческих проектов учащиеся школы учатся разрабатывать план действий, в ходе которых можно будет достичь планируемого результата, повысить уровень своих знаний в изучаемой области, провести анализ современных исследований и направлений по выбранной теме информационного – творческого проекта. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.

Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечный фонд, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).

Структура информационного - творческого проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация. Совместное проектирование с педагогом и другими учениками способствует приобретению у школьника опыта выстраивания партнерских взаимодействий и сотрудничества, в процессе которого ученик осваивает навыки делового общения, умение перестраиваться от индивидуальной работы на выполнение заданий в группе. Информационно-творческое проектирование предполагает занятость учащихся во внеурочное время. Этапы сбора информации, ее анализа и проведения практических работ выполняются учащимися вне урока, в то время как презентация, защита и оценка проектной работы происходит в рамках публичного выступления перед классом и учителем. Тема проекта должна соответствовать уровню подготовки ученика, его творческие способности и имеющиеся навыки должны позволять ему добиться желаемого результата в проектировании. Поэтому, прежде, чем дать задание учащемуся, учитель должен оценить возможности ребенка, уровень его базовых знаний, навыков и умений по предлагаемой теме.

Пример информационного - творческого проекта.

Проект: Разнообразие природы родного края. Ростовская область.

Подготовила учащаяся 3 б класса: Шишкова Карина

Цель проекта:

познакомиться с разнообразием растительного и животного мира Ростовской области.

Задачи проекта:

расширение представлений о разнообразии растительного и животного мира Ростовской области

Гипотеза: я предполагаю, что если мы будем больше знать о своём родном крае, то будем бережнее относится к его богатствам.

В разных частях земного шара природа отличается. Даже на территории одной страны могут быть отличия, если эта страна большая. Как, например, Россия. В России, в разных местах, природа может быть разной, сильно отличаться от природы других мест. Поэтому родная природа для каждого человека - своя. Например, для одних людей, природа родного края, это горы - красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой или лесами, загадочные камни, растения, характерные только для этих мест. Для других родной край природы - это холодное северное море, седые волны, косяки рыб, за которыми отправляются рыболовные сейнера. А для третьих - это море южное, теплое, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью.

Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной. А для меня такой родиной стала Ростовская область.

Природа – это то, чем богата Ростовская область. Нельзя сказать, что природа области отличается большим разнообразием, но живописности ей хватает. В основном территория области обуславливается равнинами, которые имеют небольшие возвышенности. Весной степи покрываются разнообразными цветами (крокусы, фиалки, ирисы, тюльпаны и т.д.) и когда приходит жара, то все это разнотравье наполняет воздух непередаваемым ароматом. Так как природа в наше время находится под угрозой, то, в связи с этим, в области проводятся работы по сохранению природы. Для этого созданы природоохранные зоны, которые включают в себя заповедник “Ростовский”, заказник “Цимлянский” и парк “Донской”.

Животные

Видовой состав животных Ростовской области обуславливается разнообразием. Так, на севере региона можно встретить косуль и оленей, а на юго-востоке ушастого ежа и корсака. Также на территории области присутствует двенадцать видов хищников, например, лисица, хорек, волк, ласка и т.д. Часто стала встречаться енотовидная собака. Что касается насекомоядных, то здесь можно отметить выхухоля, белозубку и бурозубку. Копытные животные на сегодняшний день не так многочисленны, и они представлены 4 видами – это косуля, лось, олень и кабан. Кроме этого, на территорию области периодически мигрируют сайгаки из Калмыкии. Из зайцеобразных присутствует только один вид – заяц-русак.

Птицы

Ростовская область лежит на пути миграции перелетных птиц, поэтому ее водоемы служат в качестве мест стоянок. Класс гнездящихся птиц также достаточно обширен и включает в себя около 125 видов (гусеобразные, аистообразные, курообразные и т.д.). В пойменных и аренных лесах можно встретить ушастую сову, горлицу, сплюшку и т.д. Для пойменных лугов характерны такие птицы, как луговой лунь, коростель и чибис. Кроме этого, территория области является домом для серых гусей, кряквы и нырков.

Рыба

Фауна водоемов области обширна и, в частности, количество видов рыб достигает 100. Основная масса рыб находится в пресноводных водоемах (линь, стерлядь, сом, карась, щука и т.д.). Часть рыб являются проходными, то есть они заходят в Дон на нерест, например, белуга, севрюга, осетр и черноморская сельдь. Иногда в Дону попадается угорь.

Змеи

В Ростовской области обитает шесть видов змей, в число которых входят два вида ужей, отличающихся свое многочисленностью. Наиболее часто змеи встречаются в степях и балках. Среди полозов выделяют три вида: желтобрюхий, узорчатый и четырехполосый. При этом узорчатый полоз встречает только в пойменных лесах. Кроме этого, желтобрюхий полоз находится в Красной книги области.

Леса

Ростовская область в основном располагается в степной зоне, что определяет характер ее растительности. Лесистость территории не превышает 2,5%. Наибольшее количество лесов находится в северной и центральной частях области. В основном леса обусловлены искусственным происхождением, то есть их высаживали для выполнения защитных функций. К естественным лесам относится не более 30% общей площади древесных насаждений. Вся площадь лесного фонда составляет 344 тыс. га. Основные деревья – это сосна и дуб.

Вывод: Родная природа - это все водоемы, и недра земли, полезные ископаемые, все животные, которые водятся здесь, все растения, которые здесь произрастают. Наша природа очень богатая и заслуживает того, чтобы мы ее берегли.

Библиографический список

http://lovitut.ru/content/rostovskaya-oblasthttps://tvorcheskie-proekty.ru/node/2110

https://infourok.ru/chto-takoe-informacionniy-proekt-osobennosti-raboti-nad-nim-3107810.html
2023