Актуальные вопросы дошкольного образования

Егорова В.В. Использование сказкотерапии в развитии детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Егорова В.В. Использование сказкотерапии в развитии детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Современное общество сталкивается с рядом проблем, связанных с развитием детей дошкольного возраста. Одной из таких проблем является недостаток специалистов, обученных в области нейрокоррекции, что может привести к недостаточной доступности услуг для детей. В связи с этим возникает необходимость в поиске альтернативных методов развития и коррекции поведения детей, и одним из таких методов является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, основанный на использовании сказок для достижения позитивных изменений в психологическом состоянии человека. Данный метод активно применяется в работе с детьми дошкольного возраста и показывает хорошие результаты в развитии и коррекции их поведения.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, является недостаток финансирования для проведения программ нейрокоррекции. Сказкотерапия может стать более доступным и экономически эффективным методом развития детей, так как для ее проведения не требуется специального оборудования и высококвалифицированных специалистов.

Кроме того, сказкотерапия способствует развитию воображения, креативности, эмпатии и социальных навыков у детей. Она также помогает им осознать свои эмоции, развить самосознание и саморегуляцию. Этот метод позволяет детям выразить свои чувства и мысли через персонажей сказок, что способствует развитию их личности.

Однако, несмотря на все преимущества сказкотерапии, существует недостаток информированности общества о возможностях этого метода и его эффективности. Необходимо проводить информационные кампании и обучение специалистов, чтобы повысить уровень осведомленности о сказкотерапии и ее положительном влиянии на развитие детей.

Также важно отметить, что сказкотерапия требует постоянного развития и обновления методик, чтобы соответствовать современным научным достижениям и потребностям детей. Специалисты должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки, чтобы эффективно применять данный метод в работе с детьми.

Методика применения сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста включает в себя несколько основных этапов:

1. Оценка потребностей ребенка. Важно провести предварительное изучение психологического состояния и потребностей каждого ребенка, чтобы определить, какие аспекты развития или поведения требуют коррекции.

2. Подготовка сказочного материала. Специалист должен подобрать сказки, которые соответствуют возрастным особенностям детей и содержат положительные образы, которые могут служить примером для детей.

3. Проведение сеансов сказкотерапии. В ходе сеансов специалист читает сказки детям, используя различные интонации, жесты и выражение лица, чтобы привлечь внимание детей. После прочтения сказки специалист проводит обсуждение содержания и задает вопросы, направленные на развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков.

4. Игровая деятельность. После обсуждения сказки специалист проводит игровые упражнения, направленные на укрепление полученных знаний и навыков, а также на развитие воображения и креативности у детей.

5. Оценка результатов. После проведения нескольких сеансов сказкотерапии специалист оценивает изменения в поведении и психологическом состоянии детей, чтобы убедиться в эффективности методики.

6. Коррекция методики. В случае необходимости специалист вносит корректировки в методику с целью улучшения результатов и адаптации под индивидуальные потребности каждого ребенка.

Эффективность применения сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста может быть оценена по нескольким критериям. Во-первых, можно оценить изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей после проведения нескольких сеансов сказкотерапии. Если дети стали более спокойными, уверенными в себе, улучшили свои отношения с окружающими, то это может свидетельствовать об эффективности методики.

Также можно оценить уровень вовлеченности детей в процесс сказкотерапии и их интерес к проводимым занятиям. Если дети с удовольствием участвуют в обсуждении сказок, игровых упражнениях и проявляют интерес к новым материалам, то это также может говорить о положительной динамике.

Кроме того, важно учитывать отзывы родителей или опекунов детей, которые могут заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своих детей после проведения сказкотерапии.

Наконец, специалист может провести анализ результатов и сделать выводы о том, какие аспекты методики были наиболее эффективными, а какие требуют коррекции.

Эффективность применения сказкотерапии может быть оценена по изменениям в поведении и эмоциональном состоянии детей, их уровню вовлеченности и интереса к занятиям, а также по отзывам родителей и анализу результатов.

Таким образом, использование сказкотерапии в развитии детей дошкольного возраста может стать эффективной альтернативой методам нейрокоррекции. Однако для успешной реализации данного метода необходимо уделить внимание проблемам доступности, финансирования, информированности и постоянного развития методик.

Список литературы:

1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. 112 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь, 2000. 256 с.
2024-03-05 15:15 2024