Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Фещенко А.В. Знакомство дошкольников с малой родиной посредством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»

Библиографическое описание:

Фещенко А.В. Знакомство дошкольников с малой родиной посредством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок» // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему.

Д. С. Лихачёв

Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Я работаю воспитателем в МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад №50», а также являюсь педагогом дополнительного образования. Наш детский сад сотрудничает с МБУДО ЗАТО г. Североморск «Детский морской центр им. В. Пикуля». На основании договора о сотрудничестве я реализую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Белый медвежонок» в подготовительных группах ДОУ, разработанную «Детским морским центром им. В. Пикуля».

Программа имеет туристско-краеведческую направленность, нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Несомненно, что такое мировоззрение необходимо формировать с детства.

При разработке программы были учтены, в том числе и такие особенности как:

- адаптация материала к возрастным особенностям дошкольников;

- отсутствие конкурсного отбора в объединение;

- участие родителей в образовательном процессе.

Отличаются своими особенностями в дошкольном возрасте и познавательные процессы. Восприятие старшего дошкольника становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действиянаблюдение, рассматривание, поиск. Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Осуществляется его переход из механически воспроизводящего действительность, а именно репродуктивного в творческое воображение.На базе такого воображения совершенствование наглядно-действенного мышления происходит, в том числе, в развитии восприятия, а также словесно-логической памяти. В дошкольном возрасте дети активно осваивают речь, усваивают грамматические формы языка и расширяют свой словарный запас. Несомненно, что эти моменты отражаются и в организации воспитания патриотических чувств ребёнка в ходе освоения им данной программы.

Комплексная программа разработана исходя из своеобразия культурно-социального пространства города Североморска, которое создаёт особые условиядля творческого развития и самовыражения личности ребёнка, знакомства с историей и культурным наследием малой Родины.

Цель программы: развитие познавательной активности учащихся посредством усвоения новых знаний на основе историко-краеведческого материала.

Задачи программы:

1. Познакомить с историей российского флота и историей родного города, с флотскими традициями и обычаями.

2. Развить у курсантов приемы самостоятельной и коллективной работы, самооценки и взаимооценки.

3. Формировать общую культуру личности, способной адаптироваться в современном социуме.

4. Формировать чувство любви к Родине и гордости за Российский флот.

5. Способствовать развитию толерантности, общения, активной созидательной жизни, развитию культурного уровня учащихся.

Срок реализации программы 1 год. Программа предназначена для учащихся 6-7 лет. В объединение принимаются все желающие дети с 6 лет по заявлению родителя (законного представителя). Специального отбора не существует. Комплектование групп производится из расчета 12 человек.

В данную программу, помимо прочего, включены два больших блока – краеведение и патриотическое воспитание.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста. У дошкольников посредством овладения простейшими туристскими навыками улучшится здоровье, произойдет становление ценностей здорового образа жизни, дети овладеют его элементарными нормами и правилами, повыситься двигательная активность. Краеведческое образование будет способствовать развитию интересов детей к малой родине, формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, что позволит пронести любовь к малой родине через всю жизнь.

Практическая значимость данного направления заключается в том, что ребенок изучает географию родного города, знакомится с улицами, достопримечательностями. Учится узнавать места, ориентироваться в городе. Может самостоятельно добраться до дома или попросить помощи, объяснив, где он находится и куда ему нужно добраться.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его души. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Практическая значимость данного направления заключается в том, что ребенок изучает историю родного города, знакомится с памятниками, названиями улиц. Узнаёт, кто из людей удостоился того, что его именем названа улица и почему.

В конце учебного года у учащихся будут сформированы важнейшие социально значимые качества: любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, гордость за свою малую Родину.

Я являюсь руководителем объединения «Белый медвежонок» уже три года в подготовительных группах МБДОУ г. Североморск «Детский сад №50».

На каждом занятии присутствует символ, талисман кружка – Белый медвежонок. Теоретические занятия всегда проходят с применением наглядного материала. Это могут быть презентации, плакаты, книги, чтение рассказов. На данном слайде представлены фрагменты теоретических занятий, ребята смотрят презентацию с слушают рассказ педагога. (рис. 1)

На практических занятиях ребята рисуют, выполняют графические диктанты, занимаются пластилинографией, конструированием и др. видами творчества, проводятся викторины, мастер-классы. (рис. 2-6)

Кроме теоретических и практических занятий в группе, проводятся занятия в физкультурном зале в виде различных эстафет, игр и общей физической подготовки. (рис. 7)

В рамках работы объединения осуществляются пешие прогулки по городу, с целью посещения памятников и значимых мест города, а также посещение музеев.

Ребята м очень нравится посещать объединение «Белый медвежонок», информацию, полученную на занятиях, дети отражают в творчестве (рис. 8-9)

В конце каждого занятия Белый медвежонок дает детям различные домашние задания, которые ребята с удовольствием выполняют.

Библиографический список

1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей: Письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 г. № 06- 1844.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3. Постановление от 4 июля 2014 г. № 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования" постановление от 4 июля 2014 г. № 41

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").

5. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации». Конституционные законы «О Государственном флаге РФ» от 25.12.2000 г. № 1 – ФКЗ, «О Государственном гербе РФ» от 25.12.2000 г. №2 – ФКЗ, «О Государственном гимне РФ» от 25.12.2000 г. № 3 – ФКЗ.

6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. /Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ, 2003 г. – 23с.
2023