Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексеева Р.Д. ИКТ как инструмент современного педагога (из опыта воспитателя ДОУ)

Библиографическое описание:
Алексеева Р.Д. ИКТ как инструмент современного педагога (из опыта воспитателя ДОУ) // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности педагогов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Использование компьютерных технологий:

· Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности.

· Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных и природы, работу транспорта и т.д.).

· Формирует информационную культуру у детей.

Для работы по использованию ИКТ необходимо следующее оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран или используем свободную стену. Магнитола с коллекцией компакт – CD дисков. Для работы с видеоматериалами использую компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат. При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10).

В своей работе использую информационно-коммуникационные технологии для познавательного развития дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, т.к. они способствует повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизирует меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению моих творческих способностей.

Я создаю авторские презентации с учетом реализации ФОП ДО, в соответствии с СанПином, планом воспитательно-образовательного процесса и особенностей развития детей той или иной возрастной группы ДОУ.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование в своей работе мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Качественный иллюстративный, видео- и аудиоматериал обеспечивает «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.

Преимуществом мультимедийных презентаций является возможность обеспечить «доступ к недоступному». Например, при знакомстве с дикими животными или перелетными птицами, которых невозможно словами описать, есть возможность продемонстрировать детям в оригинале.

Использование ИКТ в повседневных занятиях дают ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в продуктивной деятельности.

Введение презентаций в структуру интегрированных занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.

То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.

Для проведения детских утренников и досугов презентация выполняет функцию демонстрационного материала. Она заменяет множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Мультимедийные презентации также позволяют создавать, визуализировать и сохранять экспозиции из детских рисунков и поделок.

Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиа техники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная.

Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Я использую ИКТ в практике ДОУ для разных видов деятельности:

- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

- создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

- использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;

- оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности;

- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей;

- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ;

Постоянно повышаю свой опыт в работе с ИКТ, пробую новые технологии и использую их в работе с детьми.

Литература:

1. Антонова А. В., Виштак Н. М. «Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании» // Преподаватель XXI век. 2010. Т. 1. № 3.

2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ». М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду». Дошкольное воспитание, 1991, № 5.

4. Дошкольное воспитание. – 2010 - № 12. Гершунский Б.С. «Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы». – М.,1987

5. Е. Вренёва. «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи» - Дошкольное воспитание - № 12 – 2010.
2023-10-24 14:24 2023