Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Дедюхина А.Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п. Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей. Для того чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых первоклассников. Причиной резкого снижения уровня здоровья детей школьного возраста, являются следующие факторы: падение уровня жизни, социальные потрясения; неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояния здоровья матерей; стрессы; малоподвижный образ жизни; перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин; неполноценное питание; отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях.
Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровье сбережения.
Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.
Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов: учет возрастных особенностей младших школьников; учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.
В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий: положительный эмоциональный настрой на уроке; оптимальный темп ведения урока; подача материала доступным рациональным способом; наглядность; смена видов деятельности; физкультминутки, динамические паузы; групповая работа, работа в парах; игра, игровые моменты; воспитательные моменты на уроке; санитарно – гигиенические условия.
В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.
Личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.
Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему, можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.
Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.
Используемая литература:
1. Амосов Н. К. « Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003.
2. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2011.
3. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения./ Под редакцией,. – М.,2010.
4. Подвижные игры 1-4 классы.// Мозаика детского отдыха.- М.: «ВАКО»,2007.
5. Смирнов образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2012.
2020-03-10 16:03 2020