Библиографическое описание:
Поддубная Л.А. Скорость чтения как самый важный фактор из числа влияющих на успеваемость // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Мы вступили в век новых технологий, автоматизации и компьютеризации. Пополняются базы школ техническими средствами. Учителя идут в ногу со временем, используют новейшие технологии на уроках, создаются новые программы обучения, выпускаются учебники. Однако наряду с этим большинство учащихся общеобразовательных школ плохо читает, скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной и отсюда проистекают почти все беды школьной системы.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчивым, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при такой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Социально- экономические преобразования в современном обществе требуют совершенствования системы учебно-воспитательного процесса с учетом региональных, национальных особенностей, традиций. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Поэтому необходима интеграция краеведения с литературным чтением, т.е. использование местного материала как базы для освоения чтением в темпе разговорной речи.
Речь не будет идти о скорочтении, потому что скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно возможно только про себя и имеет смысл для научных сотрудников, руководящих работников и т. п. Мы будем говорить об оптимальном чтении, т.е. о чтении в темпе разговорной речи. Как показывает исследование, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человек, приспособился его артикуляционный аппарат.
Скорость чтения больше обычно у тех учеников, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе падает их успеваемость, поэтому учителя начальных классов должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения дети читали 120 слов в минуту. Что вполне доступно большинству учеников.
Как же добиться оптимальной скорости чтения?
Некоторые рекомендации, которые будут изложены ниже, давно известны. Другие отличаются новизной, но главное, чтобы они были полезны. Вашему вниманию будут представлены восемь рекомендаций, которые помогут работать в любых условиях.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка. Нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Для плохо читающего ребенка нужно проводить домашнюю тренировку тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час - два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа- полтора за один прием.
Жужжащее чтение является одним из основных элементов обучения чтению. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто быстрее, а кто медленнее. 30 человек в классе, тренаж идет в течение пяти минут: 30*5=150 (чел.*мин.) тренировочной работы. Получается увеличение тренажа в 9-10 раз, целенаправленно отводя для этого всего 5 минут урока.
Ежеурочные пятиминутки чтения тоже крайне полезны. У каждого ребенка на парте лежит книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книги, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
Если учесть, что современной программой предусмотрено только 3 урока литературного чтения в неделю, то вывод об эффективности этого метода напрашивается сам собой. Учитель, как правило, за неделю опросит по одному разу каждого из 30 учеников. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 2 минуты, 2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать. Давайте проследим. Что дают ежеурочные пятиминутки за неделю: 5*4*5= 100 мин., т.е. 5 минут за урок, четыре урока вдень, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 100 минут.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают затруднения. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитает одну - две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает картинки на диске, под которыми расположены 2 строчки текста: строчки прочитал, на картинку посмотрел – отдохнул. Хорошо бы такой просмотр проводить перед сном.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процессы обучения чтению идет гораздо быстрее.
В обычных условиях на доске пишут шесть предложений и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. На шесть предложений одного набора обычно уходит от пяти до восьми минут. Сейчас в каждой школе есть мультимедийная система, следовательно, задача значительно упрощается. А интерес детей к работе такого вида значительно возрастет. За два месяца можно развить оперативную память, но при одном условии - диктанты должны писаться ежедневно.
Очень эффективным и методами обучения чтению являются 3 типа упражнений: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого с лова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции учеников. Им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше применить на этом же отрывке чтение в темпе скороговорки. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. Поэтому требование к четкости прочтения окончаний слов. Упражнение длиться не более 30 секунд. Затем учитель обращается с просьбой читать медленней, но выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста, причем читают ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает ежедневно проводить такие упражнения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Учитель использует текст, набранный на компьютере.
И, наконец, последняя рекомендация. Учителя начальных классов имеют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, который с успехом используется в третьих классах. В конце урока чтения необходимо оставить три-четыре минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник. Это работа проводиться на каждом уроке. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благоприятно сказывается на отношении учеников к тренировке. Но применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не проводя их отрицательным эмоциям. К негативному отношению к чтению.
Подводя итоги вышеизложенному, мне хотелось обратить ваше внимание на то, что школьная реформа может идти и сверху, и снизу. На верхних этапах управления образования пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. На нижних этапах коллектива школ должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Если вы, ваш коллектив поработает в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.
Библиографический список
1. Бунаков Н.Ф. «В школе и дома». – М.,1886. – С. 3.
2. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». М., «Просвещение», 1990. № 8.
3. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». М., «Просвещение», 1994. № 6.
4. Иващенко Л.М. «Труд и развитие личности школьника». М., «Просвещение», 1987.
Поддубная Л.А. Скорость чтения как самый важный фактор из числа влияющих на успеваемость // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Мы вступили в век новых технологий, автоматизации и компьютеризации. Пополняются базы школ техническими средствами. Учителя идут в ногу со временем, используют новейшие технологии на уроках, создаются новые программы обучения, выпускаются учебники. Однако наряду с этим большинство учащихся общеобразовательных школ плохо читает, скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной и отсюда проистекают почти все беды школьной системы.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчивым, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при такой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Социально- экономические преобразования в современном обществе требуют совершенствования системы учебно-воспитательного процесса с учетом региональных, национальных особенностей, традиций. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Поэтому необходима интеграция краеведения с литературным чтением, т.е. использование местного материала как базы для освоения чтением в темпе разговорной речи.
Речь не будет идти о скорочтении, потому что скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно возможно только про себя и имеет смысл для научных сотрудников, руководящих работников и т. п. Мы будем говорить об оптимальном чтении, т.е. о чтении в темпе разговорной речи. Как показывает исследование, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человек, приспособился его артикуляционный аппарат.
Скорость чтения больше обычно у тех учеников, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе падает их успеваемость, поэтому учителя начальных классов должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения дети читали 120 слов в минуту. Что вполне доступно большинству учеников.
Как же добиться оптимальной скорости чтения?
Некоторые рекомендации, которые будут изложены ниже, давно известны. Другие отличаются новизной, но главное, чтобы они были полезны. Вашему вниманию будут представлены восемь рекомендаций, которые помогут работать в любых условиях.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка. Нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Для плохо читающего ребенка нужно проводить домашнюю тренировку тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час - два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа- полтора за один прием.
Жужжащее чтение является одним из основных элементов обучения чтению. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто быстрее, а кто медленнее. 30 человек в классе, тренаж идет в течение пяти минут: 30*5=150 (чел.*мин.) тренировочной работы. Получается увеличение тренажа в 9-10 раз, целенаправленно отводя для этого всего 5 минут урока.
Ежеурочные пятиминутки чтения тоже крайне полезны. У каждого ребенка на парте лежит книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книги, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
Если учесть, что современной программой предусмотрено только 3 урока литературного чтения в неделю, то вывод об эффективности этого метода напрашивается сам собой. Учитель, как правило, за неделю опросит по одному разу каждого из 30 учеников. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 2 минуты, 2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать. Давайте проследим. Что дают ежеурочные пятиминутки за неделю: 5*4*5= 100 мин., т.е. 5 минут за урок, четыре урока вдень, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 100 минут.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают затруднения. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитает одну - две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает картинки на диске, под которыми расположены 2 строчки текста: строчки прочитал, на картинку посмотрел – отдохнул. Хорошо бы такой просмотр проводить перед сном.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процессы обучения чтению идет гораздо быстрее.
В обычных условиях на доске пишут шесть предложений и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. На шесть предложений одного набора обычно уходит от пяти до восьми минут. Сейчас в каждой школе есть мультимедийная система, следовательно, задача значительно упрощается. А интерес детей к работе такого вида значительно возрастет. За два месяца можно развить оперативную память, но при одном условии - диктанты должны писаться ежедневно.
Очень эффективным и методами обучения чтению являются 3 типа упражнений: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого с лова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции учеников. Им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше применить на этом же отрывке чтение в темпе скороговорки. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. Поэтому требование к четкости прочтения окончаний слов. Упражнение длиться не более 30 секунд. Затем учитель обращается с просьбой читать медленней, но выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста, причем читают ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает ежедневно проводить такие упражнения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Учитель использует текст, набранный на компьютере.
И, наконец, последняя рекомендация. Учителя начальных классов имеют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, который с успехом используется в третьих классах. В конце урока чтения необходимо оставить три-четыре минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник. Это работа проводиться на каждом уроке. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благоприятно сказывается на отношении учеников к тренировке. Но применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не проводя их отрицательным эмоциям. К негативному отношению к чтению.
Подводя итоги вышеизложенному, мне хотелось обратить ваше внимание на то, что школьная реформа может идти и сверху, и снизу. На верхних этапах управления образования пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. На нижних этапах коллектива школ должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Если вы, ваш коллектив поработает в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.
Библиографический список
1. Бунаков Н.Ф. «В школе и дома». – М.,1886. – С. 3.
2. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». М., «Просвещение», 1990. № 8.
3. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». М., «Просвещение», 1994. № 6.
4. Иващенко Л.М. «Труд и развитие личности школьника». М., «Просвещение», 1987.