НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Медведева С.С. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Гендерный подход в воспитании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а так же с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами. Дети осознают, что эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.
К чему же приводит отсутствие у детей специфических черт, характерных для пола? Мальчики часто лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности. Девочки порой лишены нежности, скромности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Ребёнку необходимо понимать половое различие и свою половую направленность.
Вопрос гендерного воспитания в детском саду особо актуален. Ведь именно в этом возрасте закладываются азы, которые способствуют дальнейшему формированию мировоззрения. Воспитателям необходимо научить мальчиков быть решительными и храбрыми, как рыцари в своё время, быть воспитанными и подавать руку девочкам и всегда им помогать, защищать их, выполнять всю мужскую работу. Девочкам же надо показать аспекты женского воспитания: быть нежной, заботливой, внимательной, ласковой, замечательной женой и прекрасной мамой. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, необходимо обратить внимание на следующее:
·          привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
·          достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
·          достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения - матери;
·          наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому, что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
Почему детей желательно воспитывать с учётом гендерных особенностей?
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведённых в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков - зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. Но не только поэтому детей надо воспитывать с учётом их гендерных особенностей. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих нарушений. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот - маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущество своего пола.
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в ДОУ (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребёнка с определённой социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь ДОУ полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины - воспитатели. в результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми всегда поднимают руки девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д.
Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и проговорить их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и в своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей дифференцированному подходу к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
Библиографический список
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. 1991
2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. — М., 1986.
3. Буракова М. Маскулинность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд, 2000
4. Вейнингера О. Пол и характер. М.: Латард, 1997.
5. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., Питер, 2005.
6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., Питер, 2006.
7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., Алетейя, 2004.
8. Майерс Д. Социальная психология. СПб., Питер, 2000.
адрес электронной почты: olya24082002@yandex.ru
телефон: 89531238461
2017