Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.
Из всех материалов я выбрала тесто и стала успешно использовать в своей работе с детьми.
Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не взирая на устоявшиеся правила.
На занятиях я знакомлю и обучаю детей следующим технологиям:
– смешивание цветов и составление своей палитры,
– соединению деталей;
– изготовлению плоских фигур;
– изготовлению объемных фигур с помощью фольги:
– покрытию работ водяным лаком.
А также сочетанию изделий из теста с другими материалами:
– тканью;
– деревом;
– картоном;
– проволокой;
– сухоцветами.
На занятиях мы лепим блинчики, тортики, подарки для малышей, фигурки животных, делаем различные аппликации...
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости. В темные, холодные, зимние вечера мы любим лепить подсвечники для свечей, выдумывая разнообразные формы и украшения. Когда работа ребятами завершена, я гашу свет, и мы с удовольствием созерцаем причудливые тени на столах. Все приходят в неописуемый восторг, хвалят друг друга и мечтательно гадают, на что же все же похожа та или иная тень.
Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.
В моей группе дети с общим недоразвитием речи. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся – их работы примитивны, не яркие цвета. А есть дети, которые любознательны, стремятся выполнить работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Мои наблюдения показали, сколь различна и предметная направленность интереса. Одни дети интересуются рисованием, другие лепкой, третьи аппликацией, четвертые сразу несколькими видами деятельности. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу. Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.
Я часто при детях или по просьбе детей леплю, рисую, клею, вырезаю, делаю различные поделки для оформления группы, для игр, тем самым даю возможность рассматривать, любоваться, удивляться, побуждаю к разговору, объясняю. Иногда советуюсь с ними, показываю, как соединить отдельные образы в единый сюжет и т.д. Как еще можно приобщить ребенка к творческой деятельности, помочь ему полюбить лепить, рисовать, мастерить?
народно-прикладным искусством.
Главная моя задача – научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.
Для большей выразительности готовых картинок и фигурок, с большим удовольствием дети используют различные макаронные изделия: колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины. Чтобы придать изделию нужную рельефность они берутся в руки по одной штуке – работа кропотливая, требует усидчивости, точной координации движений и аккуратности, развивает внимание, целеустремленность. А рыбки, букеты цветов в вазе, тортики отличаются необычностью и красочностью.
Для этого я составила перспективный план работы по тестопластике с детьми старшего дошкольного возраста, где постаралась разнообразить темы и средства изготовления их на занятиях, в совместной деятельности, в играх.
Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть и т.д.
У старших детей эффективны игровые ситуации со знакомыми любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания.
В своей работе широко использую выставки. Выставка – очень важный момент – малыш сравнивает свои работы с чужими. Здесь ребенок видит, что у других получается иначе. Он лучше видит свои успехи и упущения, недостатки и сравнивает свою работу с другими. Выставка помогает самоутверждению и поддержанию интереса к творчеству.
Несформированность речи тесно связано с физическим и психическим развитием ребенка, его эмоциональным состоянием. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом, наряду с общепринятыми способами и методами коррекции речи я стала применять тестопластику, реализуя через нее современные педагогические технологии. Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в нашей группе. Поэтому, я не выпускаю ее из виду во всех видах деятельности, включая и занятия тестопластикой. Стараюсь не оставлять без внимания даже случайно брошенное слово.
Все многообразие природного и бросового материала обогащает опыт ощущений и восприятия, пополняет и активизирует словарный запас.
Не так-то просто вылепить красивую, прочную игрушку. Освоение технических приемов – занятие трудоемкое. Показываю способы скрепления частей фигурки, соблюдение некоторых закономерностей. Соединять части с помощью штырьков, смачивать водой соприкасаемые поверхности, либо делать их рифлеными в местах соединения. Дети методом проб и ошибок подбирают нужный вариант для каждой поделки, придумывают свои.
Родители не только должны знать все эти способы и приемы лепки, но и самим владеть ими и во время занятий с ребенком быть активным. Важно помнить, что слепить нечто осмысленное дети могут не раньше 2,5 – 3 лет, а до того они знакомятся с материалом и с основными приемами лепки. Сочетание теста (соленого, дрожжевого, пресного, слоеного) с крупами и природными материалами позволяют добиваться положительных результатов. Мама лепит бабочку, ребенок украшает горошинками, крупинками, ягодками рябины и т.д. Но учтите, что ребенок, создавая, может их и разрушать. Это нормально. Не пугайтесь!
Пробуйте лепить сами, почувствуйте, что это приятно и интересно, и вы сможете вместе с ребенком создать удивительные шедевры!