НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Калмыкова Т. С., Симонова И.П. Спортивно-художественные праздники в детском саду как эффективное средство развития творческих способностей дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Для развития творческих способностей должны создаваться определенные условия. В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования заложены основные принципы, направленные, в частности, на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, а также сотрудничество с семьёй. Этим принципам соответствует организованный спортивно – художественный праздники для детей.
В процессе подготовки и проведения праздника решается комплекс педагогических задач:
– формирование первоначальных представлений о культуре в целом и мире искусства в частности;
– развитие творческих способностей эмоциональной сферы дошкольника;
– приобщение детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности;
– формирование уверенности в своих силах;
– укрепление физического и психического здоровья дошкольников;
– воспитание интереса к истории своей Родины, своего народа, своей семьи;
– созданного пространства для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру;
– поддержание у родителей интереса к проведению совместных мероприятий.
Основными функциями праздника являются:-
·           Самореализационная функция: участвуя в досугах, выступая в новых социальных ролях, дети раскрывают потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении;
·           Творческая функция: эмоционального воспринимая и переживая происходящее в спектакле, дети усваивают элементы творческой деятельности, которые откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь.
·           Коммуникативная функция: досуг - зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей.
·           Мировоззренческая функция: досуг - это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется;
·           Просветительская функция: досуг оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей.
·           Рекреационная функция: досуг осуществляется на основе игровой деятельности, в ходе которого происходит восстановление утраченных сил в рамках досугового времени.
Спортивно-художественные праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей. Использование на праздниках произведения литературы, музыку, живопись и спортивно- художественные упражнения в комплексе повышают эмоциональность восприятия, помогают формировать представление о художественном образе, оказывают большое влияние на чувства и сознание детей, позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. В основе каждого спортивно-художественного праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.
Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, спортивно - художественные упражнения, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Плодотворному проведению праздника способствуют: объединение всех его составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий. Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и утверждается заведующим. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.
Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально- ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках оно воодушевляет участников.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты.
Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Оформление зала также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении зала, подготовка костюмов и атрибутов к номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.
Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности.
Хорошо организованные праздники в детском саду благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Список литературы:
1.        Ветлугина Н.А, Кенеман А.В., Теория и методика музыкального воспитания М., Просвещение 2013.
2.        Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду., М., Просвещение 2001.
3.        Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.,Педагогика,1989.
4.        Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985.
5.        Петрушин. В. Музыкальная психология. М., "Владос" 1997.
6.        Бекина С.И. Праздник в детском саду. М., “Просвещение” 1990.
7.        Сегал, М.Д. Физкультурные праздники и зрелища / М.Д. Сегал. М.: Физкультура и спорт. 1997г.
2021