Калмыкова Т. С., Симонова И.П. Спортивно-художественные праздники в детском саду как эффективное средство развития творческих способностей дошкольников
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Для развития творческих способностей должны создаваться определенные условия. В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования заложены основные принципы, направленные, в частности, на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, а также сотрудничество с семьёй. Этим принципам соответствует организованный спортивно – художественный праздники для детей. В процессе подготовки и проведения праздника решается комплекс педагогических задач: – формирование первоначальных представлений о культуре в целом и мире искусства в частности; – развитие творческих способностей эмоциональной сферы дошкольника; – приобщение детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности; – формирование уверенности в своих силах; – укрепление физического и психического здоровья дошкольников; – воспитание интереса к истории своей Родины, своего народа, своей семьи; – созданного пространства для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру; – поддержание у родителей интереса к проведению совместных мероприятий. Основными функциями праздника являются:- · Самореализационная функция: участвуя в досугах, выступая в новых социальных ролях, дети раскрывают потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; · Творческая функция: эмоционального воспринимая и переживая происходящее в спектакле, дети усваивают элементы творческой деятельности, которые откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. · Коммуникативная функция: досуг - зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей. · Мировоззренческая функция: досуг - это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется; · Просветительская функция: досуг оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. · Рекреационная функция: досуг осуществляется на основе игровой деятельности, в ходе которого происходит восстановление утраченных сил в рамках досугового времени. Спортивно-художественные праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей. Использование на праздниках произведения литературы, музыку, живопись и спортивно- художественные упражнения в комплексе повышают эмоциональность восприятия, помогают формировать представление о художественном образе, оказывают большое влияние на чувства и сознание детей, позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. В основе каждого спортивно-художественного праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, спортивно - художественные упражнения, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление. Плодотворному проведению праздника способствуют: объединение всех его составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы. Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий. Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и утверждается заведующим. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия. Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности. Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально- ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах. Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках оно воодушевляет участников. Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты. Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Оформление зала также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении зала, подготовка костюмов и атрибутов к номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности. Хорошо организованные праздники в детском саду благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию. Список литературы: 1. Ветлугина Н.А, Кенеман А.В., Теория и методика музыкального воспитания М., Просвещение 2013. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду., М., Просвещение 2001. 3. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.,Педагогика,1989. 4. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985. 5. Петрушин. В. Музыкальная психология. М., "Владос" 1997. 6. Бекина С.И. Праздник в детском саду. М., “Просвещение” 1990. 7. Сегал, М.Д. Физкультурные праздники и зрелища / М.Д. Сегал. М.: Физкультура и спорт. 1997г.