НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Цветкова Н.Б. Возможность использования чтения народных сказок в формировании познавательного интереса у детей 6–7 лет к быту русского народа

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.
Огромной любовью у детей пользуется сказки. Сказка, по мнению Г.И. Батуриной, как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами. В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими). Сказка, по мнению А.В. Запорожца «выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого». Всё это указывает на большие возможности сказки в нравственно - эстетическом воспитании дошкольников.
В сказках содержаться правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, просьба, уважительного обращения к старшим. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, бытом, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию, познавательный интерес.
Сказки бывают фольклорные и литературные. Литературные сказки имеют одного или нескольких авторов. Текст сказок такого рода неизменен, зафиксирован в письменном виде. Мы поговорим о фольклорных сказках.
Фольклорные сказки – это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Народной сказке нередко присущ определенный мерный склад – «и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало». Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трёх раз – повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Героев сказки часто бывает трое – три брата, три сестры, например, в сказке «Хаврошечка» было три сестры, и во многих русских сказках главный герой – Иван – третий сын либо царя, либо купца, либо деда с бабкой.
Существует следующие виды сказок. Сказки, в которых преобладают чудесное начало, сверхъестественные события и лица, называют волшебными. В них действующими лицами являются Кощей Бессмертный, Морской царь, Морозко, Баба-Яга, Конь золотогривый, Жар-птица, Сивка-Бурка, Свинка – золотая щетинка. В них мы встречаем также чудесные предметы – живую и мертвую воду, ковёр-самолет, шапку-невидимку, скатерть-самобранку.
Предполагают, что всё это олицетворение сил природы. Так, например, Кощей Бессмертный, сухой и злой старик с белыми волосами, это – зима. Морской царь – море, его дочери – волны морские. Жар-птица – солнце…
Героем волшебной сказки, действующим среди этих существ и предметов, является обыкновенный человек, чаще всего, Иван-царевич, или просто Иванушка. Герой сказки борется с различными силами, страдает, но, в конце концов, выходит победителем, чаще всего ему помогают мифические персонажи.
В большинстве сказок, кроме чудесных лиц и событий, встречается изображение современного быта. Так, в сказке о Мальчике с пальчик нарисована крестьянская жизнь: баба занимается хозяйством, мужик в поле пашет. Сын несёт отцу в поле обед и помогает ему пахать. Эта картина земледельческого быта – позднее наслоение в сказке, мифическая основа которой, может быть, сложилась ещё раньше организованного земледелия.
В бытовой сказке чудесные события и персонажи отодвигаются на второй план, а главное место занимает показ человека со всеми его достоинствами и недостатками. Такие сказки относятся к более позднему периоду, чем волшебные сказки. Главное в этих сказках – изображение характеров и нравственная мысль. Бытовые сказки наиболее приближены к реальной жизни, в ней присутствует некая выдумка, с помощью которой обнаруживаются отрицательные стороны, или, наоборот — показывается смекалка и доброта персонажей. В бытовых сказках мы можем наблюдать картины реальной, повседневной жизни.
Важное место занимают сказки про животных. Эти сказки по происхождению относятся к глубокой древности, к тем временам, когда человек смотрел на животных, как на существ, подобных себе, одаренных разумом и даром слова. Героями сказок данного вида являются животные, которые водятся в стране. В наших русских сказках главные действующие лица – лиса, медведь, волк, кот, петух, баран. Сказки такого рода отличаются художественностью, как в языке, так и в обрисовке характеров – каждое животное со своим оригинальным обликом, обрисовано кратко, но часто разносторонне.
Однако и в сказках о животных присутствует описание быта русского народа, рассказчик обязательно наделяет образ животного человеческим характером, образом жизни, бытом, характерным русскому народу. Докучные сказки – предмет особого разговора. Они небольших размеров, носят характер прибаутки. Докучные сказки построены на игре слов. В сказках такого рода лёгкий юмор и ирония непременно присутствуют. Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит. Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.
Чтение русских народных сказок - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Сюжет сказки влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка.
Изучение содержательного богатства народных сказок, которому большое внимание уделено в работах Н.В. Асафьевой, А.В. Запорожца, Т.Я. Шпикаловой, позволяет утверждать о наличии заложенных в сказках больших возможностей по социально-психологическому и педагогическому воздействию на развитие и становление личности. Народная сказка, зародившаяся глубоко в древности, — историческая основа всей художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания, носитель знаний о культуре и народном быте.
Ценность народной сказки заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Сказка – основа воспитания дошкольника. Это устоявшийся опыт народной педагогики. В сказке есть всё, слово, музыка, изначально заложенные для всех, описание быта. Она является средством нравственного воспитания, неназойливых, скрытых наставлений, назиданий. Много ценных указаний о применении народных сказок для развития познавательного интереса к быту русского народа у ребенка мы находим в научных работах Е. Н. Водовозовой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой. Особенно, ценны советы о необходимости употреблять сказку к месту и времени, остерегаться искусственности ее звучания.
Устное народное творчество русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Народная сказка патриотична. Сказка создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий. Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях, изучения быта русского народа.
Включение чтения русских народных сказок в процесс образования и воспитания дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, любознательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности, служит основой для формирования познавательного интереса у дошкольников к быту русского народа.
Список литературы:
1.       Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: учебно-метод. Пособ. / В.П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.
2.       Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: учебно-метод. Пособ./ В.П. Ватаман. - Волгоград: Учитель, 2008. – 181 с.
3.       Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.: учебно-метод. Пособ./ И.Г. Гаврилова.– СПб.: Детство-Пресс – ПРЕСС, 2008. – 160 с.
4.       
2018