НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Красникова Т.С., Рыбина М.А., Чудакова И.В. Конспект занятия для детей средней группы «Великий поэт - Сергей Александрович Есенин»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Аннотация к занятию.

Одной из задач по патриотическому воспитанию, согласно ФГОС ДО, является задача расширять представления о малой Родине; о замечательных людях, прославивших свой край. Работа воспитателя – это поиск путей открытия мира для детей. Стихи для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания: они способствуют развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывают любовь к родному языку.

Значительное место в процессе ознакомления дошкольников с поэзией занимает творчество С.А. Есенина. С.А. Есенин принадлежит к тем поэтам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю, как взрослым, так и детям. Лирика С.А. Есенина пронизана любовью к Родине. Большая часть произведений – стихи о природе. Впечатления, полученные от соприкосновения с лирикой Есенина именно в раннем детстве, обычно бывают самыми яркими и незабываемыми. Детям дошкольного возраста для чтения и заучивания наизусть рекомендуются в основном ранние стихи поэта. Сергей Есенин не писал стихов специально для детей. Главная его тема – природа и человек – настолько выразительная, звонкая, чистая и светлая, что малыши легко входят в мир Есенина. Все стихи поэта пронизаны особой теплотой, сердечностью, яркой образностью и эмоциональностью, а поэтому способствуют воспитанию в детях чуткости и бережного отношения к окружающему миру.

Высокая художественность стихов Есенина воспитывает в детях эстетический вкус, учит понимать поэзию. В своей лирике поэт широко использует образную народную речь, что способствует обогащению словаря детей, насыщает его яркими эпитетами. Окружающий мир становится видимым для ребенка через художественное слово поэта.

Задача педагога состоит не в том, чтобы разучить одно-два стихотворения наизусть, а целенаправленно знакомить детей с творчеством Сергей Есенина. Беседы, занятия, вечера и музыкально-литературные утренники, праздники родного слова, викторины, конкурсы могут быть посвящены творчеству поэта. А можно просто предложить послушать стихи Есенина о природе, о человеке, о том, как трогательно и трепетно поэт говорит о своей любви к родине.

Важно, чтобы дети чувствовали задушевность этих стихов. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений на стихи Есенина способствуют эмоциональному восприятию лирики поэта, осознанию великого наследия Есенина.

В начале октября в Рязани проходит неделя Есенинских чтений, приуроченная к празднованию Дня рождения поэта. Изучение творчества С. Есенина особенно значимо для нас, потому что мы являемся его земляками, гордимся им и чтим его память. Вот и наш детский сад не остался в стороне. Были организованы разнообразные мероприятия: выставки совместных рисунков родителей и детей по стихам С. Есенина, экскурсии выходного дня в музей-заповедник села Константиново, создание мини – музея, посвященного С. Есенину, создан обучающий видеоролик, посвященный творчеству С. Есенина.

Цель: Ознакомление детей с жизнью и литературным творчеством русского поэта С.А. Есенина.

Задачи:

- познакомить детей с биографией и творчеством поэта С. Есенина;

- расширять представления детей о природе, ее многообразии и красоте через произведения С. Есенина;

- формировать умение понимать поэтические образы в стихотворениях;

- учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения;

- развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы;

- отрабатывать интонационную выразительность речи;

- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;

- воспитывать чувство гордости и патриотизма;

- воспитывать любовь к Родине, родному краю;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Словарная работа: Сергей Есенин, Русь, беззаветно, вкрадчиво, гулянка, тальянка, балалайка, плясовая, Солотча, кликаться (устар. перекликаться, зваться)

Предварительная работа: беседы о творчестве С. Есенина, знакомство с малой родиной поэта (виртуальная экскурсия в село Константиново), разучивание русских народных игр («Ручеек», «Ау»), заучивание детьми стихотворений С. Есенина («С добрым утром», «Восход солнца», «Ночь», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима-аукает», «Бабушкины сказки»)

Оборудование: костюм для бабушки, магнитофон, портрет Сергея Есенина, компьютерная презентация «Сергей Есенин»

Ход занятия: Дети садятся полукругом, перед ними на столе стоит портрет Сергея Александровича Есенина.

Входит бабушка Сергея Есенина

Бабушка: Добрый день, деточки. Я - бабушка замечательного русского поэта - Сергея Есенина. И зовут меня Наталья Евтихиевна. Хотите я расскажу вам о моем внуке?

Дети: Хотим.

Бабушка: Посмотрите, а вот и он (показ портрета). (слайд 1) Его имя известно во всем мире! Сергей Есенин, давайте вместе произнесем его имя.

Когда Серёжа был маленьким и было ему два года, его мама уехала в город Рязань. А мы с дедушкой остались воспитывать Серёжу. В детстве я рассказывала ему много сказок, пела песни и частушки. И, наверно, это я подтолкнула его к написанию его первых стихов. У него очень хорошо получалось описывать природу. Вот послушайте его стихотворение «Черемуха» (слайд 2)

ЧеремухаЧеремуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

(слайд 3)

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

(слайд 4)

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

(слайд 5, 6, 7) А жили мы в селе Константиново. Это его Родной край, место, где он родился, жил. Родину Сергей Есенин называл по-старинному – Русь, любил он Родину беззаветно, то есть очень-очень сильно, любил и воспевал в своей поэзии. А еще он очень любил играть в разные народные игры. Вы наверно тоже играете с удовольствием? Хотите мы с вами поиграем в игру, которую знал и в которую играл мой внук Сереженька?

Дети: Хотим.

Игра «Ручеек» (слайд 8)

Игра проводится со словами:

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

(дети, стоящие в колонне, хором отвечают)

Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

Бабушка: Ребята, а вы сказки любите? Ну, конечно, кто же их не любит! (слайд 9) Вот и мой маленький Сереженька очень любил сказки, которые я ему рассказывала. В долгие зимние вечера вместе с соседскими ребятишками подолгу просиживал он за слушанием сказок. Некоторые сказки с плохими концами ему не очень нравились, и тогда он сочинял их по- своему! А вы хотите послушать песню на стихи Есенина.

Дети: Хотим.

Бабушка: Вы послушайте ее и скажите мне, о чем она?

Звучит песня «Бабушкины сказки» на стихи Есенина, муз. Струве.

Дети: песня о бабушке, которая рассказывает детям сказки вечерами.

Бабушка: Когда Серёжа вырос, он любил, когда собирался народ с тальянками, так раньше называли гармошки. (слайд 10) Люди пели, плясали, а сам Серёжа с малых лет играл на балалайке, и был замечательным плясуном!

А вы хотите веселиться и плясать? Тогда добро пожаловать на русскую народную плясовую… (слайд 11)

(Играет русская народная мелодия «Барыня», дети показывают произвольные движения под музыку, садятся)

Мы с Сережей очень любили гулять. Мы с ним даже в Рязань и Солотчу пешком ходили. (слайд 12) А как-то ходили в лес, стали кликаться, т.е. перекликаться, кричать «ау» и Серёже понравилось, какое в лесу громкое эхо! И он даже стихотворение написал.

По лесу леший кричит на сову.

Прячутся мошки от птичек в траву.

Ау!

Давайте поиграем в такую игру, становитесь в круг!

Игра «Ау!»

Ну- ка, вставайте в круг, ведущий, иди в круг. Мы идем по кругу и приговариваем:

«Мы находимся в лесу

Мы зовём тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовёт тебя, узнай!»

На кого я укажу, громко произноси: «Ау!». А ты, водящий, должен узнать товарища по голосу. (Игра повторяется 2 раза. Дети садятся.)

Бабушка: Ну вот и закончился мой рассказ про моего внука, деточки. Вы теперь хорошо знаете моего Сереженьку. Когда вы подрастёте, я очень хочу, чтобы вы выучили много его стихов про Родину, про природу, про Родной край. Слушайте песни на его стихи, знакомьтесь с картинами, которые написали художники, вдохновлённые его стихами. А у меня для вас подарочек. Вот такая замечательная книга со стихами Сергея Есенина. Примите мой подарок и помните, что вы – земляки знаменитого поэта, Сергея Александровича Есенина! Гордитесь этим! (бабушка уходит)

Воспитатель: Ребята, у нас было сегодня очень интересное знакомство! Кто к нам приходил? (слайд 13)

Дети: К нам приходила бабушка Сергея Есенина Наталья Евтихиевна.

Воспитатель: А кто такой Сергей Есенин?

Дети: Великий поэт, наш земляк.

Воспитатель: Что вам запомнилось из рассказа Натальи Евтихиевны?

Дети: Сергей Есенин воспитывался бабушкой и дедушкой, очень любил свой родной край, природу, написал много стихов о природе и родном крае, бабушка рассказывала ему много сказок. Сергей был хорошим плясуном и играл на балалайке, любил играть в народные игры.

Воспитатель: Как называлось село, где в детстве жил Сергей Есенин?

Дети: Константиново.

Воспитатель: Кто из вас уже был в родном селе Сергея Есенина?

Дети: ответы детей.

Литература:

1.Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (вступил в силу с 1 сентября 2020 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/ (Дата обращения: 25.08.2021).

3.Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71296398/.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Сфера, 2020г. - 80с.

5. Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. – Изд – во: АСТ, 2018г.

Интернет-ресурсы:

1. https://sergey-esenin.su/o-sajte/ - сайт, посвященный Сергею Есенину

2. http://www.museum-esenin.ru/ - сайт Государственного музея- заповедника С.А. Есенина

3. https://esenin-museum.ru/ - сайт Музея Сергея Есенина в Москве

4. https://esenin.ru / – сайт о Сергее Есенине, на котором расположена очень подробная библиография
2022