Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Программное содержание: - продолжать формировать у детей знания о морально-нравственных качествах; - воспитывать стремление совершать добрые дела; - формировать представление о том, что доброта, есть проявление красоты души; - активизировать и расширять словарный запас детей; - совершенствовать умение детей использовать приобретенные ранее знания, высказывать свои суждения предложениями Предварительная работа: Чтение сказок, обсуждение мультфильмов, беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен о добре, разучивание пословиц. Ход ООД: Воспитатель вместе с детьми заходят в группу, держась за руки, образуя круг. Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Все: - Доброе утро! 2 ребенок: - Доброе утро - солнцу и птицам! 3 ребенок: - Доброе утро – улыбчивым лицам! 1 ребенок: И каждый становится добрым, доверчивым: Все: - Доброе утро пусть длится до вечера! Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте мы нашим гостя пожелаем Все: - доброго утра! Желая друг, другу доброго утра, мы делится своим хорошим настроение, передаем частичку своей доброты! Мы сегодня будем продолжать говорить об очень важных, ценных качествах человека. Воспитатель: - В народе всегда относились к доброте по-особому. А какие вы пословицы знаете о доброте? - Жизнь дана на добрые дела - Не одежда красит человека, а добрые дела - Доброе слово лечит, а злое – калечит - Добрый человек добру учит - За добрые дела всегда – похвала - Доброе дело два века живет. Притча «Солнце и ветер» Однажды свирепый северный ветер налетел на солнце и закричал: «Я сильнее тебя, я многое могу!» Долго спорили, и решили померяться силами над путешественником, который как раз в это время ехал верхом по большой дороге. Посмотри – сказал ветер – как я налечу на него и сорву с него плащ. Сказал и начал дуть, что есть мочи. Но как ни старался ветер, путник только сильнее кутался в плащ. Ветер сердился, стал обсыпать бедного путника дождем и снегом, а путник ворча на непогоду, одел плащ в рукава, подвязался поясом. Тут сильный ветер сам убедился, что не снять ему плаща. А тем временем ласковое солнышко вышло из-за туч, обогрело землю, бедный путник обсох, согрелся и сам снял с себя плащ. Вот видишь - говорит солнышко, - любовью и добром можно сделать гораздо больше, чем злом и гневом. Скажите, ребята, какой ветер был в притче? А солнышко? Чему учит нас притча? Садятся дети за столы. Предлагаю вам разгадать ребус, а теперь попробуем отгадать в каких словах, понятия прячемся, есть добро. Игра «Ромашка» с мячом - Давайте, хорошие слова и поступки, противоположные по смыслу: 1. грубый – ласковый 2. злой – добрый 3. жадный, скупой – щедрый 4. грустный – веселый Упрямый - уступчивый 5. горе – радость 6. вражда – мир 7. обман, ложь – правда 8. Ненависть – любовь 9. Сломать – починить 10. Отнять – подарить, отдать 11. Поругать – похвалить 12. Обидеть – защитить 13. жестокость – милосердие. 14 глупость – мудрость 15. плохо – хорошо 16 больной – здоровый Игра «Выбери, что хорошо – что плохо» (Дети хлопают в ладоши на хорошее качество) Хвастовство. Ложь. Доброта. Грубость. Упрямство. Щедрость. Трудолюбие. Трусость. Милосердие. Зависть, Прилежание. Прощение. Упрямство. Дружба. Благодарность. Честность. Гордость. Скромность. Помощь. Воспитатель: - Дети вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось» «добро». (Добродушный, добросердечный, доброжелательный, добропорядочный, добросовестный, добронравный.)
Игра «Доскажи словечко» Воспитатель: - А вы, знаете ли вы «волшебные слова»? • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо) • Зазеленеет даже пень, когда услышит (добрый день) • Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо) • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте) • Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста) • И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания) Вы будете выполнять названное действие в том лишь случае, когда услышите вежливое слово. Проводится игра-физкультминутка «Пожалуйста». -Пожалуйста, встаньте. -Похлопайте в ладоши. -Будьте добры, поднимите руки вверх. -Опустите. -Опустите, пожалуйста! -Пожалуйста, поморгайте -Будьте любезны, попрыгайте на одной ножке -Пожалуйста, наклонитесь вперед. -Очень вас прошу, встаньте прямо. -Пожалуйста, погладьте себя по голове. -Садитесь. -Садитесь, пожалуйста. Воспитатель: - Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у неё запах, вкус? Быть может её нетрудно увидеть, почувствовать? Как её можно увидеть, заметить? Дети: (в поступках, в делах, в действиях человека). Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки? (Ответы детей с демонстрацией своих рисунков)
Библиографический список
1. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие - М., Педагогическое общество России,2007-176с. 2. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ « Сфера», Москва,2004г. 3. Семанака С.И. « Уроки добра», Москва,2004г.