НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Федотова Т.В. Подготовка к сдаче ГИА по биологии (из опыта работы)

Библиографическое описание:

Федотова Т.В. Подготовка к сдаче ГИА по биологии (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

Готовясь к выступлению думала, какой опыт я могу показать тем, кто из года в год готовит обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Я на сегодняшний день готовлю детей только к сдаче ГИА. В соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. С 5-7 класс 1 час в неделю, 8-9 два часа в неделю. Обычной школьной подготовки, разумеется, недостаточно. Поэтому выделяются часы внеурочной деятельности на подготовку к ГИА.

Каждый раздел имеет свою специфику, свои сложности. Исходя из рекомендаций методистов и собственной практики, для повышения эффективности усвоения программного материала, можно рекомендовать сделать акценты на следующие направления работы, которые использую я:

- начинаю работу с анализа кодификатора и спецификатора. Подробно останавливаюсь на изменениях в ОГЭ этого года. Дальше делаем акцент на разборе заданий демоверсии.

-знание теоретических основ- это очень важно. Всего материала о живых организмах нашей Планеты. При повторении изученного материала отталкиваюсь от схемы строения живого организма.

Клетка-Ткани-Органы-Системы органов- Организм. Стараюсь повторить основные теоретические моменты сравнивая изученный материал.

- дальше, перехожу к темам взаимоотношений всего живого и окружающей среды.

- в учебные задания включать составление планов и конспектов параграфов учебника, планов ответов на вопросы. В занятие включаю практические моменты, например, при повторении, тканей работали с микроскопом и препаратами соединительной ткани (кровь лягушки и человека), тут же повторили составные части микроскопа и поработали с текстом.

- более подробно разбираю наиболее значимые и трудные вопросы. Их мне помогает сформулировать участие в проверке работ ВПР и ГИА. Чаще всего это вопросы, на изучение которых отводится мало времени в школьном курсе. Отдельного внимания требует раздел систематики. Знание систематических категории и умение выстраивать их в правильном порядке. От наименьшей к наибольшей систематической категории и наоборот.

- предлагаю вести словарь биологических терминов с их четкими определениями биологических терминов. В конце каждого занятия отвожу время для проведения терминологического диктанта. Провести совместною проверку с подробными уточнениями и объяснениями. Постоянно задействовать различные виды памяти учащихся, увереннее использовать различные приемы, объяснять значение терминов, имеющих греческое, латинское или, иное происхождение.

- часто в занятия включаю и практические задания, тем самым повторяя определенные аспекты.

- использую задание «Третий лишний», где ребятам предлагается найти лишнее в предложенном списке и объяснить почему? Можно использовать биологические понятия. Процессы и др.

- часто провожу уроки конференции по определенным темам. Где ребята учатся систематизировать материал и выступать с ним по определенному плану. Делать выводы и отвечать на вопросы. Участники конференции формулируют вопросы и задают их выступающим.

- на уроке работаю с атласами, широко использую рисунки, таблицы, схемы для иллюстрации и объяснения биологических закономерностей – принцип лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Работа в парах, необходимо объяснить схему фотосинтеза. Мы на уроке делаем рисунок схемы, домой задаю устное объяснение процессов на схеме. В начале следующего урока составляем пять вопросов, на которые надо ответить, объясняя схему. Проговариваем четко систему оценивания. Ребята оценивают друг друга. Затем проверяю некоторых я. И опыт показывает, что задания с конкретными рисунками, графиками и т.д. вызывают у учащихся затруднения. Отдельно работаем с текстами, графиками.

- учимся устанавливать соответствие между объектами и процессами живой природы.

- при проведении контрольных мероприятий использовать задания, требующие составления схем, рисунков и таблиц. Умения делать анализ таблиц, схем, процессов, графиков. И главное на результатах анализа формулировать выводы, выстраивать логические цепочки используя знания полученные в процессе изучения предмета.

Решать задачи на применение биологических знаний в различных практических ситуациях.

- и, наконец, что бы ученики познакомились со структурой экзамена в форме ОГЭ, во втором полугодии 9 класса ученики несколько раз решают пробный экзамен, который проводится с соблюдением практически всех процедурных особенностей, по результатам проводится анализ работы каждого ученика, высчитывается его первичный балл, выявляются слабые места в его подготовке.

Уважаемые педагоги! Предлагаю использовать мой опыт в своей работе. Надеюсь, что он будет полезным и поможет вам в практической деятельности. Удачи!

Библиографический список

1. Демоверсии, спецификации, кодификаторы https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

2. Рохлов Валериан Сергеевич. ОГЭ 2023. ФИПИ - школе. Национальное образование. 2023. 400с.
2023