Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бровкина З. Л. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в усло- виях инклюзивного образования в детском дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

Инклюзивное обучение — это комплексный процесс обеспечения
равного доступа к качественному образованию для детей с особыми образовательными потребностями.
Проблема формирования бережного, тактичного, внимательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья подчеркивает ее актуальность.
Именно на решение этой проблемы булл направлен проект «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в детском дошкольном образовательном учреждении».
Значимая для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема, на решение которой направлен проект: недостаточная сформированность культуры поведения, навыков общения и проявления доброго отношения окружающих.
Данный проект может быть рекомендован для использования педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность.
Современная модель построения российского общества является этапом на пути создания включающего (инклюзивного) общества, которое позволит всем людям независимо от пола, возраста, ограничений в возможностях здоровья принимать участие в жизни общества и вносить свой вклад в его развитие. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики.
Однако, реализация государственной программы касается только инклюзивного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья, никак не затрагивая дошкольное образование. Успешной адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде школы должна предшествовать адаптация в инклюзивной образовательной среде детского сада. Именно в детском саду нормативно развивающиеся дети и дети с ОВЗ получают первый опыт совместной деятельности, где реализуют потребность в сотрудничестве со сверстниками.
В современном обществе достаточно большое количество детей дошкольного возраста по различным причинам не посещают ДОУ и не находятся в среде своих сверстников, а, следовательно, не имеют возможности социализации, индивидуализации и психического развития, что в дальнейшем может сказаться на их школьной адаптации.
Тема формирования толерантности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья подчеркивают актуальность обозначенной проблемы.
Целью проекта являлось создание условий психолого-педагогической поддержки, социализации и личностного развития ребенка с особыми возможностями и потребностями на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1.Создание условий для поддержки и развития познавательной активности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста по
отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного психического развития.
3.Формирование общей психологической культуры родителей для обеспечения полноценного развития детей в семье на каждом возрастном этапе и формирования у них толерантности по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольный возраст является наиболее синзетивным для начала формирования толерантности у детей, так как именно в этот период начинает развиваться интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения, появляется потребность в сотрудничестве со сверстниками, появляется готовность к взаимопомощи и сочувствию.
Несомненно, что формирование толерантности по отношению к людям с ОВЗ является длительным процессом и, начинаясь в дошкольном возрасте, продолжается на протяжении всего личностного становления человека.
Основная идея инновационного проекта определяется необходимостью поиска новых оптимальных путей успешной коммуникации дошкольников с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, выделены два основных направления работы:
1.Разработка, апробация и реализация новых форм психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, направленных на успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
2.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм взаимодействия с семьей.
Основными направлениями при реализации проекта являлись:
-приобщение родителей к участию в реализации проекта: поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
-повышение уровня качества психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
В проекте были использованы учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (возрастная категория 4-5 лет).
- «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет Н. Ю. Куражева и др.
- Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты,мы».АвторыО.Л., Р.Б. Князева, Стеркина.
- Программа игровых сеансов «Играем вместе» для детей 4-5 лет и их родителей, составленная на основе программы И.Волобуевой «Веселая семейка».
Что же такое толерантность?
Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста к людям и детям с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна в современном обществе. «Особенные дети» ограничены в связи с миром, недостаточность контактов со взрослыми и сверстниками. Общество выбирает толерантность, как основополагающий принцип морали. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Если мы хотим, что бы ребенок легко влился в социум, необходимо, чтобы окружающие его люди адекватно воспринимали его со всеми его особенностями и индивидуальными чертами.
Толерантность, терпимость (рус.) - терпение, терпеливость, принятие. Толерантность – это еще и показатель не отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого», в действительность и в то, что в ней происходит.
Воспитание толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 №761 предусмотрены меры, направленные на государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» одной из главных задач является «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Отечественные психологи (Р. С. Немов, А. В. Петровский, В. С. Мухина и др.) отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья в интегративной среде вырастают более общительными, с адекватной самооценкой, более творческие, менее агрессивные, менее тревожные.
Участники проекта: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дети общеразвивающей группы 4-5 лет, родители, специалисты, воспитатели.
Была проведена диагностика развития толерантности у детей дошкольного возраста, который включает в себя изучение эмоционально – личностной сферы. Для этого была использована методика «Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» Автор А.С.Сиротюк, а также наблюдения за детьми. Результаты исследований показали, что высокий уровень сформированной толерантности у 32% детей, средний уровень – у 38% детей и низкий – у 30% детей.
По результатам мониторинга были сформулированы выводы, что не все дети имеют достаточно полное представление о детях с ограниченными возможностями здоровья, они мало информированы о правилах поведения в обществе таких детей, готовность к выстраиванию взаимоотношений с детьми, имеющими ОВЗ. Были систематизированы, подобраны и разработаны необходимые средства деятельности.
В рамках проекта, в период с сентября по май в группе были организованы и проведены различные мероприятия, участниками которых были ребенок с ОВЗ, дети группы, которую он посещает, родители, педагоги.
С ребенком проводилась коррекционно-развивающая работа в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Девочка принимала участие во всех мероприятиях группы и детского сада. За участие в конкурсе получила Диплом.
Дети группы принимали активное участие в различных развлекательных мероприятиях группы и сада. С ними проводились мероприятия по формированию и развитию социально-коммуникативных навыков по программе «Я, ты, мы».
Активное участие в мероприятиях группы приняли родители. Например, в театрализованном представлении «Муха-Цокотуха», роли Мухи-Цокотухи, Паука и Комара исполняли родители, а все остальные роли были у детей.
Мамы с детьми приняли участие в игровом тренинге «Вместе с мамой». На этом тренинге родители овладевали практическими навыками взаимодействия с ребенком. Мамы вместе с детьми играли в игры, применяли тактильные приемы. Малыши старались прислушиваться к мамам, гладили их в ответ, называли ласковыми словами. Все это способствовала эмоциональному контакту детей и родителей, их сближению.
В процессе совместной деятельности родителей детей и родителей возникала очень близкая эмоциональная связь друг с другом. Мамы вместе со своими детьми с удовольствием делали поделки.
Также с родителями проводились консультации, беседы, практический семинар, посвященный общению родителей с детьми.
Они с интересом приняли участие в мастер-классе по изготовлению куклы-оберега. Практически во всех мероприятиях принимали участие ребенок с ОВЗ и его родители, а также родители и дети группы.
Выводы:
В результате проведенных мероприятий у детей начала формироваться система ценностей и представлений о человеке.
Дети стали осваивать навыки общения и культуры поведения с детьми с ОВЗ. Проведенные мероприятия способствовали формированию у детей коммуникативной культуры общения, воспитание добрых чувств к ребенку с ограниченными возможностями.
Родители приобрели знания и практические навыки общения и взаимодействия с ребенком.
Начали формироваться партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации работы группы, куда интегрирован ребенок с ОВЗ.
У педагогов повысилось качество работы с детьми по развитию коммуникативной сферы через различные виды продуктивной деятельности, а также в вопросах работы с семьями воспитанников с ОВЗ.
Список используемой литературы.
1.       Куражева Н.Ю. 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет. – СПб. Речь, 2019.
2.       Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по
социаль­но-эмоциональному развитию детей дошкольного возрас­та.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.— 128 с. — (Маленький чело­век и большой мир).
3.       Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
4.       Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Шипициной Л.М. — СПб., 2015
5.       Сиротюк А.С. Содержательно-прогностическая модель профессиональной
деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды: монография. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2015.
6.       Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
6. Устинова Н.В. Игровое взаимодействие родителей с детьми в ДОО. Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 4, 2015, с. 60.
.
2021