Так много споров вокруг классики и современности. Так было и будет всегда! Основы академического искусства необходимы и тем, кто собирается в дальнейшем заниматься исключительно современным искусством. А понимание современности и тем, кто верен традициям классической школы.
Моя программа, наверное, единственная в мире, которая совмещает в себе и традиционное художественное образование, и современные стили и направления. Надеюсь, мир будет заключен шире рамок одной художественной школы. Важно привить учащимся лояльное отношение даже к тем стилям и направлениям, которые они не понимают. Ведь не смотря на количество экспертов и искусствоведов, изобразительное искусство было и будет субъективной областью.
Это общий краткий курс на три года. И рассчитан на занятия всего 4 часа в неделю. Курс при этом довольно объемный. Не все выпускники станут художниками! Так что не стоит забывать, что это лишь основы – меленькая общая база. После которой желающие могут пойти в художественное училище, вуз или заняться дизайном. А могут остаться любителями.
Главная задача учителя живописи дать основы и вовремя отойти в сторону!
Творческий путь у всех очень разный и очень личностный. Нельзя вторгаться в него. Иначе получится рота солдат (всех одинаковых), а не творческие личности.
Итак, сама программа делится на три части:
1. Подготовительная часть (дошкольники, младшие классы) по 2 часа в неделю
2. Детская основная часть на 3 года (дети от 10 до 18 лет) по 4 часа в неделю
3. Взрослая основная часть на 3 года (от 18 до 99 лет) по 4 часа в неделю
Естественно учителю рисования приходится работать с разными возрастными категориями. И это хорошо.
Чаще всего в изостудии приходят дети дошкольного и младшего школьного возраста. При этом большинство программ рассчитано для детей от 10 лет. Дело в том, что до 10 лет действительно рановато рисовать академические натюрморты. Но это не значит, что с ними ненужно заниматься! Для них обучение совсем другое, больше рассчитанное на общее развитие, подготовку к школе, улучшения почерка, мелкой моторики, внимательности, и подготовку к основной части художественной школы. Также очень важно, помимо заданий, давать много свободных тем! Нужно чтобы ребенок каждый раз придумывал, что-то новое! Это очень развивает фантазию, креативное мышление и творческий подход.
Для старших детей (от 10 лет) тоже важно давать много свободных тем! Иначе есть вероятность хорошего рисунка с натуры, но при этом полное отсутствие фантазии. Это огромный минус традиционных художественных школ. А в современных - не учат рисовать с натуры. Так что важно, очень важно делать и то и другое! Так мы получим полноценное развитие творческой личности.
Для взрослых свободных тем нет. Но больше различных стилизаций. Их фантазия уже состоялась или не состоялась. Однако задания на фантазию тоже будут, но другие.
Я не буду расписывать программу по часам. А составлю периодизацию заданий. Дело в том, что у каждого человека свой темп рисования. Один может сделать за один день, другой будет рисовать месяцы. И то и другое нормально. Мы все разные, и это замечательно!
Моя методика подразумевает индивидуальный подход. По этому, важно, чтобы в группах было не больше 5-7 человек! Для полноценного обучения невозможно заниматься в классах по 30 человек. Так ученики лишь схватят по верхам. А если мы хотим в короткие сроки действительно чему-то научиться, группы должны быть маленькие.
Программа по рисунку и живописи для детей от 3 до 10 лет. Подготовительная группа.
Все что мы делаем, как правило, делается простым карандашом, а затем раскрашивается! Это важно. Так как дает возможность стереть.Многие задания повторяют много кратно, чтобы лучше усвоить. Но всякий раз делают по разному, чтобы маленькому художнику было интересно.
1. Первое занятие, к вам пришел ребенок дошкольного или младшего школьного возраста. Для начала дайте ему свободную тему. Это позволит вам оценить его уровень, понять кто перед вами. Что он может и о чем фантазирует. Во время свободных тем, всегда нужно советовать ему, что и как лучше сделать. Для младших детей помощь педагога необходима значительно больше, чем у старших. Иногда и вам придется брать карандаш, но ни в коем случае не делайте все за ребенка! В этом нет смысла. Я чаще всего показываю на отдельном листке ребенку, что ему нужно сделать. И он повторяет, как может.
2. Яблоки. Учитель в верхнем углу листа рисует простое примитивное яблоко. То есть это не должно быть яблоко с натуры, а простое мультяшное яблоко. Задача ребенка повторить их многократно. Получится весь лист усыпанный яблоками. Задача ребенка максимально точно срисовать ваше яблоко с листа. Дальше нужно спросить у ребенка, какого цвета бывают яблоки. И попросить раскрасить карандашами в те цвета, которыми яблоки действительно бывают! Задача научить ребенка полноценно раскрашивать карандашом. Объясните, что штриховать надо аккуратно, лучше в одном направлении и не вылезая за край. А главное не должно оставаться белых дырок между штрихами. Конечно, точность рисования с листа и хорошая штриховка цветными карандашами сразу не получится, но впереди еще много аналогичных заданий.
3. Свободная тема. На второй свободной теме важно объяснить, что те навыки, которые мы приобрели на заданиях можно и нужно применять в свободных темах. То есть, аккуратность, внимательность, правильная штриховка карандашами. Пока аккуратность и внимательность основное чему вы учите дошкольника.
4. Груши. По аналогии с яблоком, но более сложный предмет. Как не странно ребенок может растеряться и не понять, что делать. Рисуйте вместе с ним в этом случае.
5. Свободная тема. Помните, она должна быть каждый раз разная! Нет смысла рисовать домики много раз.
6. Вишни.
7. Свободная тема
8. Рыбки простые. Надо нарисовать самую простую рыбку. Без мелких деталей
9. Свободная тема
10. Рыбки сложные. Рыбки с мелкими деталями. В зависимости от успеваемости ребенка, она может быть разная.
11. Свободная тема. Объясните, что можно делать более сложные и детальные работы.
12. Цветок простой. Обычно рисуют мультяшную ромашку с стеблем и листиками. Это самый простой цветок для ребенка.
13. Свободная тема.
14. Цветок сложный. Более детальный цветок. Но все равно все мультяшное. Не забывайте, что дети еще маленькие.
15. Свободная тема. Давайте маленьким детям большие и очень большие листы! Они это любят и это развивает их.
16. Божия коровка. Тоже просто нарисовать мультяшную божию коровку. По аналогии с яблоком мы рисуем много божиих коровок на листе, чтобы лучше усвоить материал.
17. Свободная тема
18. Бабочки. Важна симметричность крыльев!
19. Свободная тема.
20. Кот. Теперь мы отойдем от многократного изображения одного и того же. Нарисуйте простого мультяшного кота, и пусть ребенок повторит его на своем листе. Пусть раскрасит его как хочет и чем хочет (красками, карандашами, пастелью). Вам главное, чтобы он мог повторить с листа рисунок.
21. Свободная тема.
22. Заяц. По аналогии с котом
23. Свободная тема.
24. Собака.
25. Свободная тема.
26. Мышь.
27. Свободная тема.
28. Еж.
29. Свободная тема.
30. Лошадь. На счет кого именно рисовать нужно выбирать индивидуально. Дети любят разных животных. Как правило, лошадей они рисуют и так. Но им нужна ваша помощь, чтобы объяснить как именно!
31. Свободная тема.
32. Бабочка. Бабочка довольно сложное задание для ребенка. На одной половине листа вы рисуете половину бабочки со сложным орнаментом. Вторую половину симметрично и зеркально должен повторить ученик. На сколько сложным должен быть орнамент решайте исходя из способностей ученика.
33. Свободная тема
34. Куб. Или спичечный коробок без надписей. Мы начинаем рисовать с натуры, но на простом уровне. Не ждите от ребенка, что он нарисует куб как в академическом рисунке, ровно с тенями и правильной штриховкой. Это возможно лишь в том случае, если педагог рисует за него. А нам это ненужно. Главное чтобы ребенок понял, что есть 3D объект. У него есть три видные ему разные плоскости и три не видные. Пусть нарисует много кубов на одном листе. А потом раскрасит карандашами каждую сторону в свой цвет. Чтобы было понимание того, что это три разные плоскости.
35. Свободная тема.
36. Вертикально стоящий спичечный коробок. По аналогии с кубом.
37. Свободная тема.
38. Пирамидка с тремя или четырьмя гранями. Округлые формы пока рано.
39. Свободная тема.
40. Простая ваза. Поставьте простую вазу или бутылку. Задача основы построения симметричного предмета. Просто по оси симметрии сверить лево и право, ребенок сможет, но ему будет это нелегко. После попросите раскрасить, как он хочет. Это задание повторяют несколько раз. Чередуя со свободными темами.
41. Свободная тема. Важно показать в свободной теме, как применяется ось симметрии. В лице и других симметричных предметах. Дети больше любят свободные темы, чем задания. Важно объяснять, зачем им эти задания. Чтобы было понятно, как улучшать качество изображения своих фантазий.
42. Упражнение на смешивание цветов. Очень хорошее и важное упражнение. Задача делать пятна красками небольшого размера, но состоящих из нескольких цветов. Ребенок, таким образом, хорошо прочувствует материал и научится получать более сложные цвета. Дайте ему возможность поэкспериментировать! Пусть смешивает и смотрит, что получится. В итоге будит лист с разными пятнами, но это упражнение, а не конечная работа. Повторите задание несколько раз с разными материалами: акварель, пастель, гуашь. Обязательно чередуйте со свободными темами.
43. Свободная тема. Пусть обязательно смешивает цвета в заданиях на фантазию! Это сильно обогатит его творчество. И тогда ему станет понятно, для чего было пред идущее упражнение.
44. Сувенир или игрушка. Поставьте ребенку сувенир или игрушку в виде куклы или какого ни будь животного. Сначала простого. Это задание повторяют очень много раз! Всякий раз, чуть усложняя задачу. Ставят более сложные предметы. После попросите ребенка раскрасить, как он хочет. И обязательно чередуйте со свободными темами! Это очень важно!
45. Свободная тема.
46. Куб. Дальнейшие задания в завершении подготовительного курса и плавный переход к основному. Простым карандашом куб с нескольких ракурсов со штриховкой и светом и тенью. Конечно, они еще все равно не сделают, так как более старшие дети. Однако потом им будет легче.
47. Свободная тема.
48. Шар. Шар с различными источниками освещения. Также с построением круга и тенями. Но упрощайте немного для детей.
49. Свободная тема. Теперь дети могут пытаться включать в свои фантазии объем и построение круга и куба. Но не всем так запросто связать одно с другим. Помогите ему советом, объясните или покажите на отдельном листе.
50. Ваза. Теперь уже не только построение, но и тени.
51. Свободная тема.
52. Натюрморт без ткани. Простой натюрморт из нескольких предметов без ткани. Важно дать основы композиции, чтобы ученик смог разместить все в листе грамотно и гармонично. Так же построить и сделать свет и тень. Настолько, насколько способен ребенок.
Программа по рисунку и живописи для детей от 10 лет до 18 лет.
Группа основного обучения.
Первый год обученияПервый год обучения посвящен пробе пера в различных техниках и материалах. Это позволит юному художнику определится с тем, какой материал ему больше подходит и одновременно научится писать натюрморты во всех техниках. В этом году все натюрморты простые. Из нескольких непрозрачных предметов с драпировками без орнаментов.
1. Свободная тема. Как и у дошкольников. Когда приходит новый ученик важно оценить его уровень. И понять о чем будут его произведения. Поэтому первое задание для детей всегда свободная тема.
2. Куб, спичечный коробок, шар. На одном листе нужно сделать с разных ракурсов куб или коробку и шар. Полностью построенный и с тенями. Штриховка по форме. На первом задание особенно нужно все разъяснять. Затем будет легче. Не требуйте слишком многого. Некоторые из них впервые на занятие рисованием!
3. Свободная тема. Объясните, что картину на фантазию можно также обогатить объемом и тенями.
4. Бутылка. Построение семеричного предмета с помощью оси симметрии и эллипсов. Свет, тень, штриховка по форме
5. Свободная тема
6. Пирамидка из кубов или коробок. Это задание не для всех, а для сильных учеников. Ставятся три коробочки друг на друга под разным углом. Или же можно положить несколько книг. Кажется просто, но на самом деле для новичка сложно. Важно точно передать все диагонали и углы, заштриховать таким образом, чтобы тон нигде не повторялся, а распространялся точно относительно источника освещения.
7. Свободная тема
8. Драпировка. Без такого сложного классического задания не обойтись. Задача нарисовать белую ткань в карандаше с не большим количеством складок. Все полностью с тенями. Не удивляйтесь, что часть учеников покинет вашу студию после этого задания. Но это необходимый естественный отбор. На нем становится понятно, что рисование большой труд и не все хотят напрягаться.
9. Свободная тема
10. Натюрморт в карандаше. Первый академический натюрморт в карандаше. Сначала объяснить основы композиции, чтобы ученики правильно расположили предметы в листе. Затем напомните про основы построения, распространения света, правильности штриховки.
11. Свободная тема. Помним, что можем свободно применять объем в наших картинах на фантазию.
12. Натюрморт в акварели. Классическая акварель лессировками. Пока все натюрморты простые. Из нескольких непрозрачных предметов с драпировками без орнаментов.
13. Свободная тема
14. Натюрморт углем. Также пробуем еще один материал. Рисовальный уголь (не прессованный)
15. Свободная тема
16. Натюрморт в акварели А-ля прима. Важно показать, что акварель можно применять очень разными способами. И необязательно все должно быть зализанно по классически.
17. Свободная тема
18. Натюрморт сангиной (сепией) Еще один материал. Он позволяет в дальнейшем легче освоить пастель.
19. Свободная тема
20. Натюрморт пастелью (сухой)
21. Свободная тема
22. Натюрморт тушью. Если ученик не уверен, что сможет. Пусть сначала наметит карандашом. Натюрморт тушью очень сильная практика. Он учит работать с материалом, который нельзя исправить.
23. Свободная тема
24. Натюрморт масляной пастелью
25. Свободная тема
26. Натюрморт акрилом. Более сложный двух этажный. Но по-прежнему предметы не прозрачные, простые и ткани без орнаментов.
27. Свободная тема
Второй год обучения
Этот год посвящен различным видам стилизации. В различным стилям в искусстве. Учащиеся уже освоили различные техники живописи и могут сами выбирать материал. Стили мы отрабатываем на натюрмортах, так как это самый простой жанр. Параллельно мы осваиваем академическое искусство более углубленно.
1. Свободная тема
2. История искусства. Несколько лекций по истории искусства. Конечно, этого не достаточно. Но наша задача – объяснить, какие стили бывают кроме классики. Для остального есть искусствоведы, пусть они расскажут более подробно. Нам нужно объяснить, что такое стиль и стилистика в целом. Начинаем с первобытного, Египет (их особенности и стиль), Греция, Рим, Возрождение, Русская классика. Важно объяснить, что реализм тоже бывает разный! Дальше более важная для нас часть 20 век: Импрессионисты, Фовисты, Кубисты, Сюрреалисты, абстракция, и прочие направления. Но, ни в коем случае, не останавливайтесь на квадрате Малевича. Он очень давно жил. Самое важное то, что происходит сегодня! Расскажите про концептуальное искусство, Поп арт, паблик арт, компьютерную графику, боди арт и все новое что есть и появляется сегодня! Хорошо это или плохо – субъективно, но учащиеся должны знать. Можете говорить, что вам больше нравиться, а что нет. Но важно постараться не навязывать учащимся свое мнение.
3. Линейно пятновая стилизация. Черной акварелью, тушью или акрилом. Нужно сделать черно белую линейно пятновую стилизацию. Задача создать не реальный натюрморт, а стильную дизайнерскую работу
4. Свободная тема. Объясните, что любую стилизацию можно применять и в задачах на фантазию.
5. Натюрморт в стиле фовизма. Работа с яркими и очень яркими цветами.
6. Свободная тема
7. Акантовый лист или розетка фронтально. Построение листа или розетки (сложность зависит от уровня ученика). Грамотный тон и штриховка. Классическое задание
8. Свободная тема
9. Натюрморт в кубистском стиле. На этом задание становится понятно, что изменять можно не только цвет и тон натры, но и саму форму. Оно довольно сложное для многих учеников. Показывайте им иллюстрации натюрмортов в стиле кубизма перед началом картины.
10. Свободная тема
11. Акантовый лист или розетка под углом 45 градусов. Более сложное построение под углом. Остальное по классической схеме.
12. Свободная тема
13. Натюрморт мастихинам акрилом на холсте. Это задание дает возможность ученику прочувствовать, что есть еще и фактура. Помимо формы, цвета и тона.
14. Свободная тема. Показывайте, что в свободных темах можно применять различные виды стилизации.
15. Женская гипсовая голова фронтально. Дальше классическое задание. Гипсовые головы необходимы, чтобы после рисовать натурщиков.
16. Свободная тема. Покажите, что построение лица можно применять и в фантазиях без натуры.
17. Абстрактная композиция. Как не странно сложное для многих задание. Некоторые ученики не понимают, что им делать. Покажите им иллюстрации известных абстракционистов. Но главное, чтобы они не повторяли, а придумали свое! Поставьте в качестве задачи сделать интерьерную, дизайнерскую работу.
18. Свободная тема
19. Женская гипсовая голова в профиль
20. Свободная тема
21. Натюрморт с розеткой. Белое на белом в любом живописном материале. Известное классическое задание. Но не все его ставят. Оно сложное. Но очень полезное. Это задание поможет ученику находить тончайшие оттенки цвета!
22. Свободная тема. Покажите, как тонкие оттенки можно применить в их фантазиях.
23. Женская гипсовая голова в три четверти.
24. Свободная тема.
25. Натюрморт с прозрачным стеклом. Задача научится передавать прозрачность стекла.
26. Свободная тема. Покажите применение прозрачности в фантазиях.
27. Мужская гипсовая голова. А анфас
28. Свободная тема.
29. Натюрморт с тканями с орнаментами. Усложняем натюрморты орнаментами. Также по мере способностей данного ученика.
30. Свободная тема.
31. Мужская гипсовая голова. В Профиль.
32. Свободная тема.
33. Натюрморт с гипсовой головой.
34. Свободная тема.
35. Мужская гипсовая голова. В три четверти.
36. Свободная тема.
37. Сложный многоэтажный натюрморт с драпировками с орнаментом, гипсами и стеклом.
38. Свободная тема.
Третий год обучения
В этот год мы приглашаем натурщиков и включаем композицию в наши занятия.
1. Свободная тема
2. Натюрморт с цветами. Задача научиться изображать цветы.
3. Свободная тема
4. Портрет натурщика в карандаше анфас
5. Свободная тема
6. Композиция. Из геометрических фигур. Задача простая. Создать интересную композицию из простых геометрических фигур.
7. Цветы акварелью А-ля прима. Также можно показать, что не всегда рисуя цветы выписывают все лепестки. Бывает и другой способ.
8. Свободная тема
9. Композиция из однотипных геометрических фигур. Усложняем задачу. Делаем композицию только из кругов или только из квадратов (можно треугольников)
10. Портрет натурщика в карандаше в профиль
11. Свободная тема
12. Портрет натурщика живописный в анфас (напоминаю выбор материала за автором)
13. Свободная тема
14. Композиция из одинаковых геометрических фигур. Аппликация. Надо вырезать одинаковые фигуры (например 20 кругов) из цветной бумаги одного цвета. И составить композицию из одинаковых фигур.
15. Портрет натурщика в карандаше в три четверти
16. Свободная тема
17. Портрет натурщика живописный в профиль
18. Свободная тема
19. Композиция с выраженной доминантой (аппликация из журнала). Вырезая из журнала нужно составить композицию с одной доминантой (одним центром композиции).
20. Портрет натурщика в карандаше с руками
21. Свободная тема
22. Портрет натурщика живописный в три четверти
23. Свободная тема
24. Композиция с двумя доминантами. Тоже аппликация из фотографий в журнале.
25. Свободная тема
26. Портрет натурщика живописный с руками
27. Свободная тема
28. Фигура в полный рост в карандаше
29. Свободная тема
30. Фигура в полный рост живопись
31. Свободная тема
32. Наброски натурщиков на время
33. Свободная тема
34. Многофигурная композиция. И наконец, мы перешли к композиции с людьми. Главному в традиционном искусстве. Темы могут быть любые. Я рекомендую для начала брать бытовые темы, или темы из реальной жизни. Из транспорта, застолья, игр на детской площадке. Это может быть реалистическое изображение или стилизованное по желанию ученика.
Программа по рисунку и живописи для взрослых от 18 лет.
Группа основного обучения.
Программа для взрослых не сильно отличается от программы для старших детей. Тут нет свободных тем, но включены еще некоторые задания. Взрослые в отличие от детей занимаются все лето. Однако, не смотря на меньшее число заданий, успевают примерно в те же сроки. Дело в том, что взрослые более требовательны к себе. И у преподавателей для них большие требования. Так что взрослые каждое задание делают дольше.Первый год обучения
Первый год обучения посвящен пробе пера в различных техниках и материалах. Это позволит начинающему художнику определится с тем, какой материал ему больше подходит и одновременно научится писать натюрморты во всех техниках. В этом году все натюрморты простые. Из нескольких непрозрачных предметов с драпировками без орнаментов.
1. Куб, спичечный коробок, шар. На одном листе нужно сделать с разных ракурсов куб или коробку и шар. Полностью построенный и с тенями. Штриховка по форме. На первом задание особенно нужно все разъяснять. Затем будет легче. Не требуйте слишком многого. Некоторые из них впервые на занятие рисованием!
2. Бутылка. Построение семеричного предмета с помощью оси симметрии и эллипсов. Свет, тень, штриховка по форме
3. Пирамидка из кубов или коробок. Это задание не для всех, а для сильных учеников. Ставятся три коробочки друг на друга под разным углом. Или же можно положить несколько книг. Кажется просто, но на самом деле для новичка сложно. Важно точно передать все диагонали и углы, заштриховать таким образом, чтобы тон нигде не повторялся, а распространялся точно относительно источника освещения.
4. Драпировка. Без такого сложного классического задания не обойтись. Задача нарисовать белую ткань в карандаше с не большим количеством складок. Все полностью с тенями. Не удивляйтесь, что часть учеников покинет вашу студию после этого задания. Но это необходимый естественный отбор. На нем становится понятно, что рисование большой труд и не все хотят напрягаться.
5. Натюрморт в карандаше. Первый академический натюрморт в карандаше. Сначала объяснить основы композиции, чтобы ученики правильно расположили предметы в листе. Затем напомните про основы построения, распространения света, правильности штриховки.
6. Натюрморт в акварели. Классическая акварель лессировками. Пока все натюрморты простые. Из нескольких непрозрачных предметов с драпировками без орнаментов.
7. Натюрморт углем. Также пробуем еще один материал. Рисовальный уголь (не прессованный)
8. Натюрморт в акварели А-ля прима. Важно показать, что акварель можно применять очень разными способами. И необязательно все должно быть зализанно по классически.
9. Натюрморт сангиной (сепией) Еще один материал. Он позволяет в дальнейшем легче освоить пастель.
10. Натюрморт пастелью (сухой)
11. Натюрморт тушью. Если ученик не уверен, что сможет. Пусть сначала наметит карандашом. Натюрморт тушью очень сильная практика. Он учит работать с материалом, который нельзя исправить.
12. Натюрморт масляной пастелью
13. Натюрморт акрилом. Более сложный - двух этажный. Но по-прежнему предметы не прозрачные, простые и ткани без орнаментов.
14. Натюрморт маслом. Не большого размера
Второй год обучения
Этот год посвящен различным видам стилизации. В различным стилям в искусстве. Учащиеся уже освоили различные техники живописи и могут сами выбирать материал. Стили мы отрабатываем на натюрмортах, так как это самый простой жанр. Параллельно мы осваиваем академическое искусство более углубленно.
1. История искусства. Несколько лекций по истории искусства. Конечно, этого не достаточно. Но наша задача объяснить, какие стили бывают кроме классики. Для остального есть искусствоведы, пусть они расскажут более подробно. Нам нужно объяснить, что такое стиль и стилистика в целом. Начинаем с первобытного, Египет (их особенности и стиль), Греция, Рим, Возрождение, Русская классика. Важно объяснить, что реализм тоже бывает разный! Дальше более важная для нас часть 20 век: Импрессионисты, Фовисты, Кубисты, Сюрреалисты, абстракция, и прочие направления. Но, ни в коем случае, не останавливайтесь на квадрате Малевича! Он очень давно жил. Самое важное то, что происходит сегодня! Расскажите про концептуальное искусство, Поп арт, паблик арт, компьютерную графику, боди арт и все новое что есть и появляется сегодня! Хорошо это или плохо – субъективно, но учащиеся должны знать. Можете говорить, что вам больше нравиться, а что нет. Но важно постараться не навязывать учащимся свое мнение.
2. Линейно пятновая стилизация. Черной акварелью, тушью или акрилом. Нужно сделать черно белую линейно пятновую стилизацию. Задача создать не реальный натюрморт, а стильную дизайнерскую работу
3. Натюрморт в стиле фовизма. Работа с яркими и очень яркими цветами.
4. Акантовый лист или розетка фронтально. Построение листа или розетки (сложность зависит от уровня ученика). Грамотный тон и штриховка. Классическое задание
5. Натюрморт в кубистском стиле. На этом задание становится понятно, что изменять можно не только цвет и тон натры, но и саму форму. Оно довольно сложное для многих учеников. Показывайте им иллюстрации натюрмортов кубистов перед началом занятия.
6. Акантовый лист или розетка под углом 45 градусов. Более сложное построение под углом. Остальное по классической схеме.
7. Натюрморт мастихинам маслом или акрилом на холсте. Это задание дает возможность ученику прочувствовать, что есть еще и фактура. Помимо формы, цвета и тона.
8. Женская гипсовая голова фронтально. Дальше классическое задание. Гипсовые головы необходимы, чтобы после рисовать натурщиков.
9. Абстрактная композиция. Как не странно сложное для многих задание. Некоторые ученики не понимают, что им делать. Покажите им иллюстрации известных абстракционистов. Но главное, чтобы они не повторяли, а придумали свое! Поставьте в качестве задачи сделать интерьерную, дизайнерскую работу.
10. Женская гипсовая голова в профиль
11. Натюрморт с розеткой. Белое на белом в любом живописном материале. Известное классическое задание. Но не все его ставят. Оно сложное. Но очень полезное. Это задание поможет ученику находить тончайшие оттенки цвета!
12. Женская гипсовая голова в три четверти.
13. Натюрморт с прозрачным стеклом. Задача научится передавать прозрачность стекла.
14. Мужская гипсовая голова. А анфас
15. Натюрморт с тканями с орнаментами. Усложняем натюрморты орнаментами. Также по мере способностей данного ученика.
16. Мужская гипсовая голова. В Профиль.
17. Натюрморт с гипсовой головой.
18. Мужская гипсовая голова. В три четверти.
19. Сложный многоэтажный натюрморт с драпировками с орнаментом, гипсами и стеклом.
20. Самостоятельный натюрморт. Важно, чтобы ученик сам поставил себе натюрморт! Сам скомпоновал и выбрал ракурс. Это делается для того, чтобы Учащиеся могли свободно писать дома. Многие боятся этого.
Третий год обучения
В этот год мы приглашаем натурщиков и включаем композицию в наши занятия.
1. Натюрморт с цветами. Задача научиться изображать цветы.
2. Портрет натурщика в карандаше анфас
3. Композиция. Из геометрических фигур. Задача простая. Создать интересную композицию из простых геометрических фигур.
4. Композиция из однотипных геометрических фигур. Усложняем задачу. Делаем композицию только из кругов или только из квадратов (можно треугольников)
5. Цветы акварелью А-ля прима. Также можно показать, что, не всегда рисуя цветы, выписывают все лепестки. Бывает и другой способ.
6. Портрет натурщика в карандаше в профиль
7. Композиция из одинаковых геометрических фигур. Аппликация. Надо вырезать одинаковые фигуры (например 20 кругов) из цветной бумаги одного цвета. И составить композицию из одинаковых фигур.
8. Композиция с вороженной доминантой (аппликация из журнала). Вырезая из журнала нужно составить композицию с одной доминантой (одним центром композиции).
9. Портрет натурщика живописный в анфас (напоминаю выбор материала за автором)
10. Композиция с двумя доминантами. Тоже аппликация из фотографий в журнале.
11. Композиция оттенков. Создание композиции из разных оттенков любого цвета (например разные оттенки синего) также аппликация из журнала. Одна доминанта
12. Портрет натурщика в карандаше в три четверти
13. Композиция фактур. Различные фактуры вырезаются из журнала и компонуются с одной доминантой.
14. Композиция. Модуль и модульность. Создание модуля и орнаментика.
15. Портрет натурщика живописный в профиль
16. Композиция из модуля
17. Портрет натурщика в карандаше с руками
18. Создание сложного модуля (состоящего из малых модулей)
19. Композиция сложного модуля.
20. Портрет натурщика живописный в три четверти
21. Портрет натурщика живописный с руками
22. Исправление плохой композиции. Создайте неверную композицию и попросите исправить ученика. Очень полезное практическое задание!
23. Фигура в полный рост в карандаше
24. Иллюстрация книги. Задача сделать иллюстрации к книге, любой на выбор ученика.
25. Фигура в полный рост живопись
26. Копия классической живописи. Копия не большой работы старых мастеров или авангарда. На выбор учащегося.
27. Наброски натуры на время. Обычные наброски карандашам сначала по 15 минут, затем по 10 и после по 7-5 минут. По таймеру натурщик меняет позицию.
28. Многофигурная композиция. И наконец, мы перешли к композиции с людьми. Главному в традиционном искусстве. Темы могут быть любые. Я рекомендую для начала брать бытовые темы, или темы из реальной жизни. Из транспорта, застолья, игр на детской площадке.
Вот так коротко говоря, выглядит моя программа. Это результат 10 летнего педагогического стажа в различных учебных заведениях от детского сада до вуза. А также работы в моей собственной художественной школе.
Любое ее использование возможно совершенно бесплатно! Вы можете использовать ее на своих занятиях полностью или частично, на ваше усмотрение. Одно просьба ссылка на мое авторство и сайт. Буду очень благодарна, если сделаете это!
Черепанова Александра Михайловна - www.alcherepanova.narod2.ru
Школа живописи Черепановой Александры - http://rospisisten.narod.ru