Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Васильева Л.Д. Современные оценочные процедуры в повышении качества образования: мониторинг, проблемы и вызовы, траектория их преодоления

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf

В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо "...сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ".
Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и его отдельных элементов.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательной деятельности. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.
На Всероссийской конференции по оценке качества образования, проходившей в июле, руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов отметил: «Объективное проведение любых оценочных процедур - ключевой фактор в повышении качества образования. Нельзя бояться низких результатов, надо их анализировать и использовать в своей работе». Этот подход отражает отношение к оценке качества образования и в нашем ОУ.
К оценочным процедурам качества образования относятся:
- Международные сравнительные исследования качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA)
- Национальные исследования качества образования (НИКО)
- Всероссийские проверочные работы (ВПР)
- Региональные проверочные работы (РПР)
- Основной государственный экзамен (ОГЭ)
- Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
В нашем лицее реализуется система оценки качества образования, которая включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю и внутреннюю.
В 2016-2017 учебном году на уровне лицея администрацией были проведены входной, промежуточный этапы внутреннего мониторинга качества образования, диагностические исследования в рамках внутришкольного контроля (например, при изучении адаптации обучающихся 5, 10 классов к новым условиям обучения), промежуточная аттестация для обучающихся 2-8, 10 классов, в рамках подготовки к ГИА 2017 проведены репетиционные экзамены по всем предметам с соблюдением всей процедуры.
У каждого классного руководителя, каждого учителя-предметника есть формы, выполненные в программах MS Word и MS Excel, с которыми они работают в течение учебного года и куда заносятся результаты проводимых мониторинговых исследований. Результаты мониторинга обрабатываются в целом по классу, предмету, учителю, ученику и лицею, причём всё рассматривается в динамике, как в течение года, так и по сравнению с предыдущим годом.
Национальные исследования качества образования (НИКО) проводятся Федеральной службой по надзору в сфере образования в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования, своевременного выявления проблем в образовании и создания условий для их ликвидации, выявления и распространения лучших практик
Использование результатов НИКО:
на федеральном уровне:
-         для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений;
на региональном и муниципальном уровнях:
-         для совершенствования преподавания учебных предметов,программ повышения квалификации учителей;
на институциональном уровне:
-         для совершенствования преподавания учебных предметов;на уровне учащихся и их родителей:
-         для повышения информированности.
В этом 2017 году Национальные исследования качества образования (НИКО) коснулись и нас, мы провели опрос по выявлению уровня удовлетворенности родителей и обучающихся качеством образовательных услуг. Результаты анкетирования: в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков 48,9-58,4%; отлично, полностью удовлетворен(а) 37,6 -39,7 %; удовлетворительно, но со значительными недостатками 12,1-12,5 %; плохо, не соответствует минимальным требованиям 2-2.3%; неудовлетворительно, не устраивает 1-2%.
В 2016 году наш лицей принимал участие в апробации Всероссийских проверочных работ (ВПР) - новой процедуры оценки качества общего образования для обучающихся 4 класса по русскому языку, математике, окружающему миру.
Нужно отметить, что боялись этой процедуры и учителя, и родители, и дети. Результаты показали, что дети, в основном, справились с заданиями, но были и трудности. Более глубокий анализ работ определил необходимость и направление работы по активизации обучения по отдельным предметам и темам.
ВПР 2017 года у младших школьников уже не вызывал стресса, дети справились с заданиями. Проверочные работы проводились и в 5-х классах (русский язык, математика, история, биология); 10-11 классах (география, физика, химия, биология, история). Результаты проведённого анализа ВПР заставляют ещё раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь. Проводились также региональные проверочные работы по русскому языку и математике в 6,8 классах, по башкирскому языку в 10 классе.
Результаты ВПР и РПР обсуждались на совещании при директоре, педагогическом совете, заседаниях кафедр, общешкольном родительском собрании, приняты соответствующие управленческие решения.
Надежным инструментом для оценки знаний обучающихся становятся оценочные процедуры ОГЭ и ЕГЭ, которые заложили основы создания национальной системы оценки качества образования, использующей независимые и объективные формы оценки учебных достижений.
Если говорить о результатах ЕГЭ в лицее, то можно отметить, что наши выпускники справились и все получили аттестаты. Из 48 выпускников 13 окончили лицей с медалью, 34 выпускника поступили в ВУЗы -70,3%, 14 выпускников в СУЗы – 29,7%.
Результаты ОГЭ тоже удовлетворительные, все выпускники получили аттестаты и подтвердили свою годовую оценку по предметам.
Анализ результатов экзаменов показал, что по сравнению с прошлым учебным годом уровень математической подготовленности учащихся повысился. Из 58 выпускников, 26 пришли в 10 класс.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что коллектив лицея всегда заботится о том, чтобы образование было конкурентоспособным, поэтому мы изначально поддерживали идею объективной и независимой оценки качества образования. В связи с этим учительский коллектив рассматривает ЕГЭ, ОГЭ, ВПР важными составными частями внешней оценки качества образования. Именно внешняя оценка качества образования позволила нашему лицею войти в «ТОП-200 лучших сельских школ России – 2014, 2015, 2016, 2017», где основными критериями оценки являются результаты ОГЭ и результаты Всероссийской олимпиады школьников (региональный и заключительный этапы).
Несомненно, в проведении оценочных процедур возможны риски и противоречия:
-         неосознанная позиция определенной части родителей к образованию;
-         недостаточная мотивация обучающихся к учебной деятельности;
-         мониторинговые исследования могут быть не востребованы и не системны;
-         неправильное использование и интерпретация результатов проведения оценочных процедур;
-         частота, объем оценочных процедур должны быть оптимальными, исследования не должны дублировать друг друга;
-         за ограниченное время на экзамене нельзя проверить освоение всех или большинства элементов содержания образования.
Таким образом, используемые современные оценочные процедуры, способы представления результатов помогают произвести полную и разностороннюю оценку составляющих качества образовательной деятельности. Такая оценка служит информационной основой для принятия педагогических, воспитательных и управленческих решений в ОУ, для выявления качества обучения и управления качеством образования.
Стремление к повышению качества – это норма жизни, а не дополнительная нагрузка.

Библиографический список

1.       Болотов В.А., Вальдман И.А., Горбовский Р.В., Захир Ю.С., Мерцалова Т.А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор), – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. – 380 с.
2.       Вальдман И.А. Модель использования результатов мониторинговых исследований для повышения качества обучения и обеспечения эффективного управления образовательными системами. Управление образованием: теория и практика №1 (17) – 2015г.
tolbllic.ru@mail.ru, 89053095853

2018