Библиографическое описание:
Манашерова Л.Б. Как помочь ребёнку учиться // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Как справляться с трудностями?
ü Как помочь ребенку делать все быстро, не отвлекаясь?
ü Как добиться, чтобы домашние задания были "на ура"?
ü Как быть внимательным во время скучных занятий?
ü Как избавиться от исправлений в тетрадях?
ü Как воспитать силу воли?
ü Как развить внимание?
ü Как повысить мотивацию к учебе?
ü Как мотивировать ответственность?
Вопросы свидетельствуют о том, что не интеллектуальные возможности ребят препятствуют их успешности, а недостаток организованности, а иногда и недостаток желания приложить необходимое усилие, проявить собранность для выполнения работы.
Давайте попробуем разобраться в проблеме поэтапно.
Если ребенок стабильно не хочет учиться, не проявляет выраженного познавательного интереса, если интенсивный учебный труд для него мучителен, то, видимо, вами неверно выбран тип образовательного учреждения. В уставе нашей прогимназии записано, что она предназначена для детей, способных к интеллектуальному труду и имеющих повышенную мотивацию к обучению. Дело в том, что выраженный познавательный интерес, возможность получать удовольствие от сложных интеллектуальных заданий формируются в дошкольном возрасте. Если так сложились обстоятельства, что до школы этого у ребенка сформировать не удалось, то, обучаясь в прогимназии, такой ребенок попадает в заведомо травмирующие личность условия, так как его стартовые возможности не соответствуют требованиям учебных программ повышенного уровня сложности. Учеба для таких ребят становится серьезным стрессом. В результате учебная мотивация снижается до отрицательных показателей, основной личностной направленностью становится избегание школы любыми способами: уход в болезнь, ложь, агрессия. Формируется стойкий комплекс неполноценности. При этом нередко у таких учеников имеются свои таланты - спортивные, художественные. Они - воспитанные добрые ребята, их искренне жаль.
В связи с этим очевидна ответственность родителей за выбор типа образовательного учреждения для своего ребенка, когда необходимо постараться очень внимательно отнестись к склонностям, интересам, способностям своего сына или дочери и в меньшей степени ориентироваться на свои родительские амбиции или нереализованные возможности.
Если у ребенка в принципе в порядке с интеллектуальными возможностями и учебной мотивацией, то берусь утверждать категорически - снижение учебной мотивации никогда не происходит из-за того, что ребенок такой-сякой лентяй, не хочет учиться и все выполнять как надо. Всегда есть объективная причина снижения мотивации, потери внимания и важно ее найти.
►Самой типичной из таких причин является недоучет родителями физиологических возможностей психики ребенка. Ее энергетический и волевой ресурс гораздо ниже, чем у взрослого. Нередко дети настолько устают, что включается защитный механизм работы психики - ребенок ничего не хочет, любыми способами отлынивает от нагрузок. Ведь иначе начнутся разрушительные процессы в организме. А мы думаем, почему он стал пассивным, ничем не интересуется или он нарочно филонит?
Очень яркий пример аналогичного родительского недопонимания мне хочется привести. Совсем недавно я возвращалась из дальней поездки в жару в душном вагоне. Рядом ехала молодая семья с чудесным ребенком лет 3-4-х. Так редко в наше экологически катастрофическое время встретишь совершенно сохранного, сбалансированного ребенка, что я сразу обратила на него внимание. Он радовался поездке, все ему было интересно, активно исследовал вагон, при этом чувствовал, как себя корректно вести по отношению к другим пассажирам. Для родителей это явно был желанный и любимый ребенок. К вечеру в духоте и тесноте вагона мальчик сильно устал. Вовремя спать его невозможно было уложить из-за активности окружающих взрослых пассажиров.
Мальчик не мог ни секунды посидеть на месте, без конца что-то говорил, то смеялся, то плакал. Было уже совсем поздно, и мама активно пыталась его уложить спать. Надо заметить, что заснуть в этом состоянии невозможно. Засыпание - это сложная работа мозга по переходу в другой режим функционирования. Маме бы обнять его, прижать к себе, сдерживая моторное возбуждение. Ей бы что-то тихонечко без пауз говорить или напевать сыну на ушко, таким образом прервав поток его речи, и он бы заснул через две минуты, т.к. уже совершенно измаялся. А она не знала, как с ним справиться. Сначала строго требовала, чтобы он уже ложился и засыпал. Это нервировало и истощало его еще больше. Затем от беспомощности она начала ему угрожать, призывая папу к суровым санкциям. Это продолжалось достаточно долго. Мальчишечку было искренне жаль, но вмешаться я не решалась. Намучившись, он таки с трудом заснул.
В случае, когда ваш ребенок уже сильно устал, при чем это может быть накопившаяся за много дней усталость, отстаньте от него, пожалуйста, дайте ему возможность физически восстановиться, отдохнув и отоспавшись. Продумайте четко, какие дела ему обязательны для выполнения в этот период, помогите ему их выполнять. Все остальное отложите до его физического восстановления.
►Второй по частоте встречаемости причиной является несовершенство организационных возможностей ребенка. Вам кажется, что он ленится, не хочет стараться, готов заняться чем угодно, только не уроками, хотя у него полный завал, хвосты недоделок за прошлые недели, огромный объем того, что нужно срочно выполнить. Вот этот вал дел, от которого ребенок приходит в ужас, и приводит опять-таки к защитному стремлению избегания, ухода от психотравмирующей ситуации. Маленький человек не в состоянии сам справится организационно с этим валом. Он убежден, что это в принципе невозможно, что он этого не сделает никогда.
В этой ситуации взрослому надо незамедлительно включиться в жизнь ребенка, вникнуть во все мелочи, самому выстроить долгосрочный план выполнения всех дел, и главное - вместе с ребенком, не отпуская его в самостоятельное плавание, весь план выполнить. Помните, что в этот период никакой критики в адрес ребенка, часто рефреном сопровождающей весь период преодоления проблемы, не должно быть ни в коем случае!
Представьте, что Вы подвернули ногу, а нужно взбираться на гору. Вам и стоять то больно, а тут идти в гору. Ваш спутник, хотя и поддерживает Вас под руку, всячески помогая идти, но непрерывно ворчит: "Такая неловкая, под ноги не смотришь, теперь вот тащи тебя, хотя и самому идти трудно ". Да, да, такие чувства испытывает ваш ребенок, когда, помогая ему, вы сопровождаете помощь непрерывной критикой и замечаниями.
При этом не забывайте непреложный закон воспитания: 100 единиц организационных усилий с вашей стороны приводят к прибавке в размере всего 10 единиц в организованности ребенка. И никакое чудо не может произойти. Ребенок сам вдруг организованным, собранным, внимательным не станет. Только систематическое усилие над собой по структурированию собственной жизни, по организации быта, осуществлению сопровождения учебного процесса сына или дочери может привести к формированию саморегуляции у ребенка.
►Следующей часто встречаемой причиной "лени", стремления избежать некоторых занятий является запущенность учебного материала. Ребенок что-то не понял, возможно, проболел или прослушал важный момент нового материала. Образовалась пустота, пробел в ориентировочной основе деятельности. При этом проверочные работы по этой теме пишет прилично, домашние задания выполняет самостоятельно, конечно, иногда с ошибками и небольшой помощью, но ведь выполняет. И вам кажется, что все он знает и понимает, только не внимателен. Подтверждается ваше предположение то, что когда ребенок полностью сосредоточен, то, действительно, без ошибок может все сделать. Опять-таки берусь утверждать, что ошибки из-за невнимания в чистом виде бывают крайне редко. Согласитесь, ведь у каждого свои ошибки "из-за невнимания". Почему же на другие правила ошибок из-за невнимания нет, ведь невнимание то общее. Тем более что в норме внимание не может постоянно функционировать в предельном состоянии, оно все время как бы пульсирует, плывет по синусоиде. Так вот, если ученик материалом владеет хорошо, то снижение внимания - не помеха для правильного выполнения заданий. Почему же он, когда предельно собран, все правильно выполняет, если утверждается, что он якобы чего-то не понял? Потому что при отсутствии глубокого понимания учебного материала ребенку приходится опираться на несущественные, побочные признаки для того, чтобы обеспечить выполнение задания. Такие признаки конкретны, стихийны, их много. Чтобы все их учесть, требуется предельное сосредоточение внимания.
Приведем пример. Детям 1-2-го класса непросто понять принцип проверки безударных гласных в корне слова. Если у ученика сформировалось представление о том, что такое родственные слова, если он понял принцип сильной позиции звука в слове, то написание диктанта с доступной ему лексикой (набором слов, известных по значению) не приведет к ошибкам в безударных гласных в корне. А если не понял? То для него логическая связь между проверочным и проверяемым словом отсутствует. Написание каждого слова он вспоминает из какой-либо конкретной ситуации, когда учительница проговаривала как слово писать или в упражнении это слово встречалось. Но не только написание слова должен помнить ученик, ему приходится запоминать ответ на вопрос "А как проверить?"
- Почему ты в слове дворы написал "о"? - спрашивает мама ребенка, желая проверить понимание им правила.
- Двор! - отчеканивает ребенок.
- А как проверить написание слова "земля"?
- Зимний, - отвечает перепуганный ребенок, который не понял, что такое родственные слова. Либо
- Земляной, - отвечает ребенок, у которого не сформировано представление о сильной позиции звука в слове.
Но такие ловушки встречаются не часто. А в основном ученик вспоминает, как говорили в классе, и выдает правильный ответ. Создается впечатление, что он все понимает, только иногда бывает невнимателен. И ведь укажешь ему на ошибку, сразу все исправит.
Так вот, в продолжение моего категорического утверждения: любая ошибка "из-за невнимания" сигнализирует о зоне недопонимания ребенком учебного материала.
Накопилось недопонимание, появляется неуверенность, повышается тревожность, автоматически включаются защитные механизмы психики - избегание травмирующей ситуации.
В данном случае необходимо раскопать источник проблемы (пробел в учебном материале) и ликвидировать его. Легко сказать, выполнить трудно. Если не получится это сделать своими силами, обратитесь к специалистам - учителю, психологу.Вот три самые типичные причины снижения внимания, старательности, интереса к учебе у наших ребят. Родителям стоит о них помнить, чтобы вовремя оказать помощь своему ребенку.
Манашерова Л.Б. Как помочь ребёнку учиться // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Как справляться с трудностями?
ü Как помочь ребенку делать все быстро, не отвлекаясь?
ü Как добиться, чтобы домашние задания были "на ура"?
ü Как быть внимательным во время скучных занятий?
ü Как избавиться от исправлений в тетрадях?
ü Как воспитать силу воли?
ü Как развить внимание?
ü Как повысить мотивацию к учебе?
ü Как мотивировать ответственность?
Вопросы свидетельствуют о том, что не интеллектуальные возможности ребят препятствуют их успешности, а недостаток организованности, а иногда и недостаток желания приложить необходимое усилие, проявить собранность для выполнения работы.
Давайте попробуем разобраться в проблеме поэтапно.
Если ребенок стабильно не хочет учиться, не проявляет выраженного познавательного интереса, если интенсивный учебный труд для него мучителен, то, видимо, вами неверно выбран тип образовательного учреждения. В уставе нашей прогимназии записано, что она предназначена для детей, способных к интеллектуальному труду и имеющих повышенную мотивацию к обучению. Дело в том, что выраженный познавательный интерес, возможность получать удовольствие от сложных интеллектуальных заданий формируются в дошкольном возрасте. Если так сложились обстоятельства, что до школы этого у ребенка сформировать не удалось, то, обучаясь в прогимназии, такой ребенок попадает в заведомо травмирующие личность условия, так как его стартовые возможности не соответствуют требованиям учебных программ повышенного уровня сложности. Учеба для таких ребят становится серьезным стрессом. В результате учебная мотивация снижается до отрицательных показателей, основной личностной направленностью становится избегание школы любыми способами: уход в болезнь, ложь, агрессия. Формируется стойкий комплекс неполноценности. При этом нередко у таких учеников имеются свои таланты - спортивные, художественные. Они - воспитанные добрые ребята, их искренне жаль.
В связи с этим очевидна ответственность родителей за выбор типа образовательного учреждения для своего ребенка, когда необходимо постараться очень внимательно отнестись к склонностям, интересам, способностям своего сына или дочери и в меньшей степени ориентироваться на свои родительские амбиции или нереализованные возможности.
Если у ребенка в принципе в порядке с интеллектуальными возможностями и учебной мотивацией, то берусь утверждать категорически - снижение учебной мотивации никогда не происходит из-за того, что ребенок такой-сякой лентяй, не хочет учиться и все выполнять как надо. Всегда есть объективная причина снижения мотивации, потери внимания и важно ее найти.
►Самой типичной из таких причин является недоучет родителями физиологических возможностей психики ребенка. Ее энергетический и волевой ресурс гораздо ниже, чем у взрослого. Нередко дети настолько устают, что включается защитный механизм работы психики - ребенок ничего не хочет, любыми способами отлынивает от нагрузок. Ведь иначе начнутся разрушительные процессы в организме. А мы думаем, почему он стал пассивным, ничем не интересуется или он нарочно филонит?
Очень яркий пример аналогичного родительского недопонимания мне хочется привести. Совсем недавно я возвращалась из дальней поездки в жару в душном вагоне. Рядом ехала молодая семья с чудесным ребенком лет 3-4-х. Так редко в наше экологически катастрофическое время встретишь совершенно сохранного, сбалансированного ребенка, что я сразу обратила на него внимание. Он радовался поездке, все ему было интересно, активно исследовал вагон, при этом чувствовал, как себя корректно вести по отношению к другим пассажирам. Для родителей это явно был желанный и любимый ребенок. К вечеру в духоте и тесноте вагона мальчик сильно устал. Вовремя спать его невозможно было уложить из-за активности окружающих взрослых пассажиров.
Мальчик не мог ни секунды посидеть на месте, без конца что-то говорил, то смеялся, то плакал. Было уже совсем поздно, и мама активно пыталась его уложить спать. Надо заметить, что заснуть в этом состоянии невозможно. Засыпание - это сложная работа мозга по переходу в другой режим функционирования. Маме бы обнять его, прижать к себе, сдерживая моторное возбуждение. Ей бы что-то тихонечко без пауз говорить или напевать сыну на ушко, таким образом прервав поток его речи, и он бы заснул через две минуты, т.к. уже совершенно измаялся. А она не знала, как с ним справиться. Сначала строго требовала, чтобы он уже ложился и засыпал. Это нервировало и истощало его еще больше. Затем от беспомощности она начала ему угрожать, призывая папу к суровым санкциям. Это продолжалось достаточно долго. Мальчишечку было искренне жаль, но вмешаться я не решалась. Намучившись, он таки с трудом заснул.
В случае, когда ваш ребенок уже сильно устал, при чем это может быть накопившаяся за много дней усталость, отстаньте от него, пожалуйста, дайте ему возможность физически восстановиться, отдохнув и отоспавшись. Продумайте четко, какие дела ему обязательны для выполнения в этот период, помогите ему их выполнять. Все остальное отложите до его физического восстановления.
►Второй по частоте встречаемости причиной является несовершенство организационных возможностей ребенка. Вам кажется, что он ленится, не хочет стараться, готов заняться чем угодно, только не уроками, хотя у него полный завал, хвосты недоделок за прошлые недели, огромный объем того, что нужно срочно выполнить. Вот этот вал дел, от которого ребенок приходит в ужас, и приводит опять-таки к защитному стремлению избегания, ухода от психотравмирующей ситуации. Маленький человек не в состоянии сам справится организационно с этим валом. Он убежден, что это в принципе невозможно, что он этого не сделает никогда.
В этой ситуации взрослому надо незамедлительно включиться в жизнь ребенка, вникнуть во все мелочи, самому выстроить долгосрочный план выполнения всех дел, и главное - вместе с ребенком, не отпуская его в самостоятельное плавание, весь план выполнить. Помните, что в этот период никакой критики в адрес ребенка, часто рефреном сопровождающей весь период преодоления проблемы, не должно быть ни в коем случае!
Представьте, что Вы подвернули ногу, а нужно взбираться на гору. Вам и стоять то больно, а тут идти в гору. Ваш спутник, хотя и поддерживает Вас под руку, всячески помогая идти, но непрерывно ворчит: "Такая неловкая, под ноги не смотришь, теперь вот тащи тебя, хотя и самому идти трудно ". Да, да, такие чувства испытывает ваш ребенок, когда, помогая ему, вы сопровождаете помощь непрерывной критикой и замечаниями.
При этом не забывайте непреложный закон воспитания: 100 единиц организационных усилий с вашей стороны приводят к прибавке в размере всего 10 единиц в организованности ребенка. И никакое чудо не может произойти. Ребенок сам вдруг организованным, собранным, внимательным не станет. Только систематическое усилие над собой по структурированию собственной жизни, по организации быта, осуществлению сопровождения учебного процесса сына или дочери может привести к формированию саморегуляции у ребенка.
►Следующей часто встречаемой причиной "лени", стремления избежать некоторых занятий является запущенность учебного материала. Ребенок что-то не понял, возможно, проболел или прослушал важный момент нового материала. Образовалась пустота, пробел в ориентировочной основе деятельности. При этом проверочные работы по этой теме пишет прилично, домашние задания выполняет самостоятельно, конечно, иногда с ошибками и небольшой помощью, но ведь выполняет. И вам кажется, что все он знает и понимает, только не внимателен. Подтверждается ваше предположение то, что когда ребенок полностью сосредоточен, то, действительно, без ошибок может все сделать. Опять-таки берусь утверждать, что ошибки из-за невнимания в чистом виде бывают крайне редко. Согласитесь, ведь у каждого свои ошибки "из-за невнимания". Почему же на другие правила ошибок из-за невнимания нет, ведь невнимание то общее. Тем более что в норме внимание не может постоянно функционировать в предельном состоянии, оно все время как бы пульсирует, плывет по синусоиде. Так вот, если ученик материалом владеет хорошо, то снижение внимания - не помеха для правильного выполнения заданий. Почему же он, когда предельно собран, все правильно выполняет, если утверждается, что он якобы чего-то не понял? Потому что при отсутствии глубокого понимания учебного материала ребенку приходится опираться на несущественные, побочные признаки для того, чтобы обеспечить выполнение задания. Такие признаки конкретны, стихийны, их много. Чтобы все их учесть, требуется предельное сосредоточение внимания.
Приведем пример. Детям 1-2-го класса непросто понять принцип проверки безударных гласных в корне слова. Если у ученика сформировалось представление о том, что такое родственные слова, если он понял принцип сильной позиции звука в слове, то написание диктанта с доступной ему лексикой (набором слов, известных по значению) не приведет к ошибкам в безударных гласных в корне. А если не понял? То для него логическая связь между проверочным и проверяемым словом отсутствует. Написание каждого слова он вспоминает из какой-либо конкретной ситуации, когда учительница проговаривала как слово писать или в упражнении это слово встречалось. Но не только написание слова должен помнить ученик, ему приходится запоминать ответ на вопрос "А как проверить?"
- Почему ты в слове дворы написал "о"? - спрашивает мама ребенка, желая проверить понимание им правила.
- Двор! - отчеканивает ребенок.
- А как проверить написание слова "земля"?
- Зимний, - отвечает перепуганный ребенок, который не понял, что такое родственные слова. Либо
- Земляной, - отвечает ребенок, у которого не сформировано представление о сильной позиции звука в слове.
Но такие ловушки встречаются не часто. А в основном ученик вспоминает, как говорили в классе, и выдает правильный ответ. Создается впечатление, что он все понимает, только иногда бывает невнимателен. И ведь укажешь ему на ошибку, сразу все исправит.
Так вот, в продолжение моего категорического утверждения: любая ошибка "из-за невнимания" сигнализирует о зоне недопонимания ребенком учебного материала.
Накопилось недопонимание, появляется неуверенность, повышается тревожность, автоматически включаются защитные механизмы психики - избегание травмирующей ситуации.
В данном случае необходимо раскопать источник проблемы (пробел в учебном материале) и ликвидировать его. Легко сказать, выполнить трудно. Если не получится это сделать своими силами, обратитесь к специалистам - учителю, психологу.Вот три самые типичные причины снижения внимания, старательности, интереса к учебе у наших ребят. Родителям стоит о них помнить, чтобы вовремя оказать помощь своему ребенку.