Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Акимова Н. В., Анисимова И. А., Букина С. Ю. Методическая разработка образовательной деятельности по рече- вому, социально-коммуникативному развитию в группе для детей с расстройствами аутистического

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Цель: развитие познавательного интереса к объектам неживой природы через социально-коммуникативную и речевую активность детей.
Задачи:
Обучающая:
- способствовать усвоению понятия « Зима», объекта неживой природы- снег, снегопад, снежки;
- формировать способность к подражанию, « заражение» положительными эмоциями;
-способствовать сенсорному развитию.
- формировать эмоциональный контакт с педагогом и другими детьми.
Коррекционно- развивающая:
- развивать зрительный контакт;
- развивать моторику ( общую, ручную);
-развивать дыхание;
- активизировать речевую деятельность, слуховое восприятие и внимание;
- снимать психофизическое напряжение, агрессию.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к изучению объектов неживой природы.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
- знакомство с признаками зимы: холодно, снег. Лед;
-наблюдение- как из воды получается лед;
-наблюдение за снегом, снегопадом на прогулках, из окна группы;
-игра в снежки на прогулке;
-рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику.
Материал: карточки с последовательностью организации занятия, снежинка, вата, силуэт елки, цветные шарики из бумаги, шнурок, мячик, ведро,мольберт, магниты.
Словарь: зима. Снег, снегопад, снежки, снежинка, холодно, лед, елка.
Продолжительность организованной деятельности – 20 минут.
Ход занятия
Содержание занятия отмечается на карточках деятельности.
1.       Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Вместе с педагогом и воспитателем говорят: "1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы играть".
Формирование эмоционального контакта с педагогом и другими детьми, снятие психофизического напряжения, агрессии.
2.       Игра « Мы потопаем немножко». Формирование способности к подражанию, « заражение» положительными эмоциями, развитие координации движений в сочетании со стихотворным текстом.
Мы потопаем немножко: топ-топ-топ
Мы похлопаем немножко: хлоп-хлоп-хлоп
А теперь мы повернемся
(поворачиваемся вокруг себя)
И друг другу улыбнемся!
И песенку споем: а-о-у-э-и-я!
3.       Коммуникативная игра « Твоя ладошка, моя ладошка». Формирование эмоционального контакта. Педагог берет руку ребенка и говорит:
–Твоя ладошка!
Кладет ему на руку свою и говорит: - моя ладошка!
4.       Дыхательная гимнастика « Снежинка». Дети сидят за столом.
Жила-была на свете
Веселая снежинка.
Кружил холодный ветер
Снежинку-балеринку.
Предлагает детям подуть на снежинку.
5.       Речевое восприятие « Снег».
Снег зимой летает (опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами.)
Тихо отдыхает. (сжимаем и разжимаем пальцы рук.)
Я его жалею и в ладонях грею. (Одна ладонь накрывает другую- «лепим снежок»; дуем на руки.
Выполнять словесные рифмованные инструкции учителя по подражанию и самостоятельно.
Педагог предлагает детям оторвать от ваты большой и маленький кусочек. Это снежок, много снега.
6.       Игра « Брось снежок в ведро». Развитие координации.
7.       Подвижная игра с мячом « 1-2-3! Мяч лови».
Дети бросают мяч друг другу, стараясь произнести « Бросай!»,
« Лови!».
8.       Пальчиковая гимнастика «Укрась елочку!».
Детям предлагается нанизывать цветные шарики на шнурочек и на елочку.
Развитие ручной моторики.
9.       Дети стоят в кругу, держатся за руки. Вместе с педагогом говорят: "1, 2, 3, 4, 5 - мы закончили играть".
Педагог предлагает детям похлопать в ладоши и погладить себя по голове.
Список литературы:
1. Ихсанова С.В., Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- "Детство-Пресс", -208 с., 2017 г.
2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.-М.: Теревинф. – (Особый ребенок). – 288с. 2012.
3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф. –(Особый ребенок). – 108с. 2013.
4. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 136с. – (Особый ребенок). 2013.
2021