Акимова Н. В., Анисимова И. А., Букина С. Ю. Методическая разработка образовательной деятельности по рече- вому, социально-коммуникативному развитию в группе для детей с расстройствами аутистического
Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
Цель: развитие познавательного интереса к объектам неживой природы через социально-коммуникативную и речевую активность детей. Задачи: Обучающая: - способствовать усвоению понятия « Зима», объекта неживой природы- снег, снегопад, снежки; - формировать способность к подражанию, « заражение» положительными эмоциями; -способствовать сенсорному развитию. - формировать эмоциональный контакт с педагогом и другими детьми. Коррекционно- развивающая: - развивать зрительный контакт; - развивать моторику ( общую, ручную); -развивать дыхание; - активизировать речевую деятельность, слуховое восприятие и внимание; - снимать психофизическое напряжение, агрессию. Воспитательная: - воспитывать интерес к изучению объектов неживой природы. Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Предварительная работа: - знакомство с признаками зимы: холодно, снег. Лед; -наблюдение- как из воды получается лед; -наблюдение за снегом, снегопадом на прогулках, из окна группы; -игра в снежки на прогулке; -рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику. Материал: карточки с последовательностью организации занятия, снежинка, вата, силуэт елки, цветные шарики из бумаги, шнурок, мячик, ведро,мольберт, магниты. Словарь: зима. Снег, снегопад, снежки, снежинка, холодно, лед, елка. Продолжительность организованной деятельности – 20 минут. Ход занятия Содержание занятия отмечается на карточках деятельности. 1. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Вместе с педагогом и воспитателем говорят: "1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы играть". Формирование эмоционального контакта с педагогом и другими детьми, снятие психофизического напряжения, агрессии. 2. Игра « Мы потопаем немножко». Формирование способности к подражанию, « заражение» положительными эмоциями, развитие координации движений в сочетании со стихотворным текстом. Мы потопаем немножко: топ-топ-топ Мы похлопаем немножко: хлоп-хлоп-хлоп А теперь мы повернемся (поворачиваемся вокруг себя) И друг другу улыбнемся! И песенку споем: а-о-у-э-и-я! 3. Коммуникативная игра « Твоя ладошка, моя ладошка». Формирование эмоционального контакта. Педагог берет руку ребенка и говорит: –Твоя ладошка! Кладет ему на руку свою и говорит: - моя ладошка! 4. Дыхательная гимнастика « Снежинка». Дети сидят за столом. Жила-была на свете Веселая снежинка. Кружил холодный ветер Снежинку-балеринку. Предлагает детям подуть на снежинку. 5. Речевое восприятие « Снег». Снег зимой летает (опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами.) Тихо отдыхает. (сжимаем и разжимаем пальцы рук.) Я его жалею и в ладонях грею. (Одна ладонь накрывает другую- «лепим снежок»; дуем на руки. Выполнять словесные рифмованные инструкции учителя по подражанию и самостоятельно. Педагог предлагает детям оторвать от ваты большой и маленький кусочек. Это снежок, много снега. 6. Игра « Брось снежок в ведро». Развитие координации. 7. Подвижная игра с мячом « 1-2-3! Мяч лови». Дети бросают мяч друг другу, стараясь произнести « Бросай!», « Лови!». 8. Пальчиковая гимнастика «Укрась елочку!». Детям предлагается нанизывать цветные шарики на шнурочек и на елочку. Развитие ручной моторики. 9. Дети стоят в кругу, держатся за руки. Вместе с педагогом говорят: "1, 2, 3, 4, 5 - мы закончили играть". Педагог предлагает детям похлопать в ладоши и погладить себя по голове. Список литературы: 1. Ихсанова С.В., Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- "Детство-Пресс", -208 с., 2017 г. 2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.-М.: Теревинф. – (Особый ребенок). – 288с. 2012. 3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф. –(Особый ребенок). – 108с. 2013. 4. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 136с. – (Особый ребенок). 2013.