Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Исследование проводилось на базе образовательной организации
Задачи констатирующего этапа
1.Выявить показатели эмоционального развития дошкольников и особенности их проявления;
2.Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного возраста. В экспериментальную группу № 1 вошли дети подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет, с общим недоразвитием речи, в количестве 28 человек. В группу № 2 вошли дети подготовительной группы норма, возраст 6-7 лет, в количестве 28 человек.
Для проверки нашей гипотезы были использованы методики М.А. Панфиловой «Кактус» и «Страхи в домиках»[26].
Цель данных методик: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности, а также диагностика страхов у детей дошкольного возраста.
Для определения достоверности полученных результатов был произведен расчет коэффициента Фишера. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект [34].
Рисуночный тест «Кактус»
Графическая методика "Кактус" предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность.
При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А-4 и простой карандаш.
Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь".
Вопросы дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых:
Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - использование ярких цветов, "радостные" кактусы.
Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность - на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы.
Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
Ребенку предлагается нарисовать два дома - красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом - «нестрашные», в черный - «страшные страхи».
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Изложение результатов исследования
Обследование детей проводилось на базе образовательной организации. И были получены следующие результаты.
Таблица 1
Результаты диагностики по методике «Кактус»
Результаты исследования по методике «Кактус», можно увидеть на рис.1
Рис.1. Эмоциональные особенности старших дошкольников по методике «Кактус»
Агрессивность:φ*эмп = 1.426
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1отвергается. Это значит, что не существует различий в эмоциональных особенностях проявления агрессивности у детей с ОНР и детей группы нормы.
Зависимость: φ*эмп = 2.073. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что вероятны отличия в проявлении зависимости детей с ОНР от детей группы нормы
Импульсивность: φ*эмп = 3,412. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что эмоциональное проявление импульсивности у детей логопедической группы выше, чем у детей группы норма.
Эксравертированность: φ*эмп = 2,174. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности.Н0 отвергается. Существует тенденция того, что вероятны отличия в проявлении экстравертированности детей с ОНР от детей группы нормы
Интровертированность: φ*эмп =3,308. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что дети логопедической группы более интровертированы, чем дети группы норма.
Эгоцентризм:φ*эмп = 1,369.Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается.Это значит, что не существует различий в эмоциональных особенностях проявления эгоцентризма у детей
Скрытость:φ*эмп =2,765.Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что дети логопедической группы более скрытны, чем дети группы норма.
Оптимизм:φ*эмп = 1,890.Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается..Существует тенденция того, что вероятны отличия в проявлении зависимости детей с ОНР от детей группы нормы
Тревожность:φ*эмп =3,693.Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что дети логопедической группы более тревожны, чем дети группы норма.
Замкнутость:φ*эмп = 1,841.Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается..Существует тенденция того, что вероятны отличия в проявлении зависимости детей с ОНР от детей группы нормы
Открытость: φ*эмп = 1,523. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в эмоциональных особенностях проявления открытости у детей
Мы видим, что у детей логопедической группы преобладают импульсивность, интровертированность, тревожность, скрытость.
Так же для продолжения исследования и подтверждения нашей гипотезы была использована еще одна методика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»[26].
Таблица 2.
Результаты диагностики «Страхи в домике»
Результат исследования по методике «Страхи в домиках», можно увидеть на рис.2
Рис.2. Страхи старших дошкольников по методике «Страхи в домиках»
Боязнь темноты: φ*эмп = 2,455. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что дети логопедической группы больше боятся темноты, чем дети группы норма.
Страх животных: φ*эмп = 1,901. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что дети логопедической группы больше боятся животных, чем дети группы нормы.
Боязнь резких звуков: φ*эмп = 2,462. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что дети логопедической группы больше боятся резких звуков, чем дети группы норма.
Боязнь огня: φ*эмп = 2,204. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что дети логопедической группы больше боятся огня, чем дети группы норма.
Боязнь войны: φ*эмп =2,226. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что дети логопедической группы больше боятся войны, чем дети группы нормы.
Боязнь врачей: φ*эмп = 2,975. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что дети логопедической группы больше боятся врачей, чем дети группы норма.
Одиночество:φ*эмп = 2,578. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что дети логопедической группы больше боятся одиночества, чем дети группы норма.
Страх потерять маму и папу: φ*эмп = 0,531. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в страхе у детей потерять маму или папу.
Боязнь заразиться: φ*эмп = 1,369. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в боязне заразиться.
Боязнь чудовищ: φ*эмп = 2,339. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается. Это означает, что дети логопедической группы больше боятся чудовищ, чем дети группы норма.
Страх опоздания: φ*эмп =1,083. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что дети логопедической группы больше боятся опоздания, чем дети группы нормы.
Боязнь транспорта: φ*эмп =2,077. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что дети логопедической группы больше боятся транспорта, чем дети группы нормы.
Боязнь пожара: φ*эмп = 0,531. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается.Это значит, что не существует различий в страхе пожара.
Боянь боли: φ*эмп =1,893. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в страхе боли.
Боянь уколов: φ*эмп = 0,909. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в боязни уколов.
Боянь воды: φ*эмп = 1,616. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в боязни воды.
Боянь больших площадей: φ*эмп =1,923. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что дети логопедической группы больше боятся больших площадей, чем дети группы нормы.
Боязнь крови: φ*эмп = 1,016. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в боязни крови.
Страх умереть: φ*эмп = 1,425. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в страхе умереть.
Страх того, что умрут твои родители: φ*эмп = 0. Разницы нет.
Боязнь каких-то людей: φ*эмп = 1,639. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в боязни каких-то людей.
Нападение бандитов: φ*эмп =2,705. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что дети логопедической группы больше боятся нападения бандитов, чем дети группы нормы.
Боязнь того, что они тебя накажу: φ*эмп =2,204. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что дети логопедической группы больше боятся того, что их накажут, чем дети группы нормы.
Страх перед тем, как заснуть: φ*эмп = 1,34. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в страхе перед тем как заснуть.
Боязнь страшных снов: φ*эмп = 0,775. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в боязни страшных снов.
Боязнь бури, урагана, грозы: φ*эмп = 1,1. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в боязни бури, урагана, грозы.
Страх высоты: φ*эмп =2,17. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что дети логопедической группы больше боятся высоты, чем дети группы нормы.
Страх глубины: φ*эмп =2,077. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. Существует тенденция того, что дети логопедической группы больше боятся глубины, чем дети группы нормы.
Страх замкнутого пространства: φ*эмп = 1,1. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Это значит, что не существует различий в страхе замкнутого пространства.
Мы видим, что у детей логопедической группы преобладают боязнь темноты, боязнь резких звуков, боязнь огня, боязнь врачей (кроме зубных), страх одиночества, боязнь чудовищ, боязнь больших площадей.
3 Анализ результатов исследования
Анализируя методику «Кактус» видно, что:
Импульсивность детей логопедической группы выше, чем у детей группы норма из-за особенности детей действовать по первому побуждению, под влиянием случайных внешних обстоятельств или сильных эмоций. В играх дети более внимательно относятся к поведению других детей и соблюдению правил игры. Также дети более импульсивны из-за большей утомляемости.
Скрытость у детей логопедической группы больше, чем у детей группы норма так как дети несмотря на то, что часто общаются с чужими людьми все-таки стесняются недостатка речевого развития.
Тревожность у детей логопедической группы больше, чем у детей группы норма. Так как у детей логопедической группы индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности детей часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Из-за слабости нервных процессов
Интровертированность у детей логопедической группы больше, чем у детей группы норма. Так как дети логопедической группы необщительны, замкнуты, отсутствие достаточного интереса к другим людям.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие эмоциональные проявления как.импульсивность, скрытость, интровертированность, тревожность.
Анализируя методику «Страхи в домиках» видно, что:
Одиночество у детей логопедической группы выше, чем у детей группы норма. Так как дети логопедической группы зачастую с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым.
Боязнь бабы-яги, кощея бессмертного, боязнь чудовищ. У детей логопедической группы больше, чем у детей группы норма. Так как это связано со страхом смерти. Дети боятся, что им будет грозить опасность.
Страх темноты. У детей логопедической группы больше, чем у детей группы норма. Так как в его основе лежит страх утраты контроля над событиями. В темноте предметы выглядят непривычно или вообще не видны, что оставляет много места для воображения. Если оно овладевает ребенком в том возрасте, когда ещё нет четкой границы между фантазией и реальностью, это вызывает сильное и пугающее чувство бесконтрольности.
Страх резких звуков. У детей логопедической группы больше чем у группы норма. Так как на самом деле причина таких страхов - в отсутствии чувства защищенности.
Боязнь огня. У детей логопедической группы больше, чем у группы норма. Так как дети просто боятся обжечься и им будет больно.
Боязнь больших площадей. У детей логопедической группы больше, чем у детей группы норма. Так как дети боятся новизны и необходимостью выйти за пределы обжитого пространства. Что сопровождается беспокойством и страхом перед всем новым и неизведанным, перед неопределенностью планов и вечной изменчивостью нашей жизни.
Боязнь врачей. У детей логопедической группы больше, чем у детей группы норма. Так как дети чаще болеют и боятся, что доктор сделает им больно. Или пропишет горькие таблетки.
ВЫВОДЫ
1. Гипотеза о том, что эмоциональные особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи отличаются от эмоциональных особенностей детей группы норма, подтвердилась.
2. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от детей группы норма такими эмоциональными особенностями какимпульсивность, интровертированность, скрытость, тревожность.
3. Дети группы с общим недоразвитием речи отличаются от детей группы норма такими страхами как: боязнь темноты, боязнь резких звуков, боязнь огня, боязнь врачей, одиночество, боязнь чудовищ, боязнь больших площадей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания.
Умение управлять своими эмоциями- главное достижение дошкольника. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если его опыт был беден, у него просто не достает «материала» для того, чтобы научиться подобному управлению. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольника, что к концу дошкольного периода она становиться произвольной.
Расстройство в эмоциональной сфере детей с общим недоразвитием речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционального развития.
Целью нашего исследования было выявить эмоциональные особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Мы предположили, что эмоциональные особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи отличаются от эмоциональных особенностей детей группы нормы и наша гипотеза подтвердилась.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР - это появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других.
Для развития эмоциональной сферы детей с ОНР можно использовать направление педагогической работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста включающей в себя: разви тие эмоционального реагиро вания; развитие эмоциональной экс прессии; обогащение представлений об эмоциях; освоение словесных обо значений эмоций, активизация сло варя эмоциональной лексики.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - Москва, Гном-Пресс, 2002г.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Санкт-Петербург, 2008г.
5. Балакирева Т.С. Эмоции и дети.-Дошкольное воспитание, вып №1, 2005г.
6. Волковой Л.С., Шахановой С.Н. Логопедия, учебник для студентов.-Москва,Владос, 1998г.
7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений.-Москва,1983г.
8. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собрание сочинений.- Москва, 1982г.
10. ВертонянТ.А.,Петров Е.С. Эмоции и поведение. -Ленинград,1989г.
11. Гришпун Б.М. Логопедия. -Москва, 1989г.
12. ДмитриеваЕ. Е. Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.-Нижний Новгород, 1989г.
13. ДавыдовВ.В., ДрагуноваТ.В., ИтельсонЛ.В.Возрастная и педагогическая психология, учебник для студентов педагогических институтов, под редакцией А.В. Петровского 2-е издание, с исправлениями и дополнениями. -Москва, Просвещение, 1980г.
14. Дефектолог 1993г № 2 Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи Усанова
15. Додонов В.И. В мире эмоций. -Киев, 1987г.
16. Изард К. Эмоции человека. - Москва, 1980г.
17. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.-Санкт-Петербург, Питер, 2001г.
18. КошелевойА.Д.Эмоциональное развитие дошкольника.- Москва, 1985г.
19. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.-Москва, 1982г.
20. Мухина В. С. Детская психология. - Москва, Апрель-пресс, 2000г.
21. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. - Москва, 1999г.
22. Минаева М.Н. Развитие эмоций дошкольника.-Москва, 1999г.
23. Немов Р. С. Психология. Кн.2. Психология образования. - Москва, 1995г.
24. Петровский В. А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- Москва, 1986г.
25. Подьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. -Москва, 1996г.