Симонова С.К. Роль физических упражнений в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Библиографическое описание: Симонова С.К. Роль физических упражнений в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к новой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы лучше познать (деловые игры), повысить уровень «внутреннего я» (спортивные игры) и др.
Для того, чтобы понять сущность и особенности формирования знаний об укреплении и сохранении своего здоровья у воспитанников старшего дошкольного возраста, прежде всего, необходимо рассмотреть ряд понятий, которые определяют физическую культуру дошкольника.
Физическому воспитанию ребенка Н.К. Крупская придавала большое значение. Она считала физкультуру особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого поколения. Отмечая полезное воздействие физических упражнений на организм ребенка, Надежда Константиновна выделяла игры, которые не только физически укрепляют организм, но и могут быть использованы в целях коммунистического воспитания.
Замечательный педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение играм, гимнастике, пребыванию детей на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания. Считая наши русские народные игры могущественным средством воспитания, К.Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей.
В системе физического воспитания можно выделить комплекс следующих средств:
• движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима;
• гигиенические факторы;
• природные факторы;
• технические средства.
Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего, к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач.
В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.
На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно.
Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие. В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения.
При организации подвижных игр с детьми, стоит, мы думаем, помнить следующие правила: игра должна нравиться ребенку, доставлять ему радость, быть интересной, доступной (по возрасту и возможностям) и безопасной для него. И еще, мы считаем: заставлять – нельзя, заинтересовывать – можно и нужно, обеспечивать безопасность – необходимо.
Подвижные игры сочетают в себе два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.
Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что подвижные игры являются важным элементом в жизни ребенка и его здорового развития, так как влияние подвижных игр велико:
· они совершенствуют физические способности ребенка;
· укрепляют здоровье и повышают защитные силы организма;
· укрепляют нервную систему ребенка.
Особое значение для развития детей имеют сюжетно – ролевые игры, которые в большей степени способствуют формированию мышления дошкольников, интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятия физическими упражнениями. При этом необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность.
Среди всего многообразия средств и форм физического воспитания дошкольников, особое место занимают физкультурные занятия сюжетно – ролевой направленности. Именно такие занятия, со своей музыкальностью, разнообразием сюжетно – ролевых игр, являются одним из самых универсальных и эффективных средств физического воспитания дошкольников.
Игровая деятельность, максимально используемая на занятиях, повышает интерес детей к занятиям физическими упражнениями, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Литература:
1. В.В. Гориневский. Издательство: Физкультура и спорт. 1951.
2. И.П. Павлов Издательство: Условный рефлекс. 2014.