Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Никифорова И. А. Инклюзивное образование в детском саду

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Целью инклюзивного образования в детском саду является обеспечение равного доступа к образованию всех воспитанников с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В настоящее время в нашем детском саду функционирует 5 групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 60 детей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных категорий получают комплексное психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума детского сада.
Адаптированные образовательные программы реализуют 4 учителя-логопеда с первой квалификационной категорией, 1 учитель-логопед – молодой специалист, педагог-психолог, музыкальный руководитель, опытные воспитатели-стажисты.
В своей работе специалисты используют как традиционные методы, так и современные разработки. Так, на средства муниципального гранта в нашем детском саду организовано инновационное образовательное пространство, где дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют возможность сформировать свои речевые навыки. Помещение оборудовано нейротренажёрами. Программно-методические материалы, оснащены системой видеобиоуправления МОБИ, которая рекомендована для проведения коррекционных и обучающих занятий с детьми дошкольного возраста.
После консультации врача-невролога с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности, в кабинете нейротренажёров проводятся специальные занятия под девизом: «На нейротренажёрах играем – речь развиваем». Дети занимаются на балансирах, воздействующих на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь. Для развития нейронных межполушарных связей используются межполушарные доски. Наибольшей популярностью у наших воспитанников пользуются развивающие игровые панели-лабиринты «Норки». Данные панели способствуют развитию у детей воображения, концентрации внимания, мелкой моторики, двигательной и зрительной памяти.
Дети с ограниченными возможностями здоровья активно вовлечены в жизнь детского сада. Они участвуют в различных муниципальных проектах, таких как «Энциклопедия профессий», «Театр глазами детей», «Преемственность: детский сад – школа».
Значимыми событиями в жизни дошкольников с ограниченными возможностями здоровья являются проведения театрализованных представлений в нашем детском саду. В спектаклях принимают участие как воспитанники общеразвивающих групп, так и групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Родители детей с особыми потребностями более заинтересованы в подготовке к мероприятиям, активно принимают участие в создании костюмов и декораций.
Наравне со всеми детьми дошкольники с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в флешмобах, в конкурсах, в спортивных мероприятиях, создают видеооткрытки-поздравления, которые размещаются в социальных сетях и на сайте детского сада.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду доступны все дополнительные платные образовательные услуги. Наибольшей популярностью пользуются кружки «Легознайка», «От Фрёбеля до робота», «Грамотейка», «Песочная магия».
Слаженная работа специалистов, педагогического состава и родителей способствует достижению целевых ориентиров, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области инклюзивного образования. Более подробную информацию об инклюзивном образовании в детском саду вы можете найти на официальном сайте нашего детского сада в разделе «Деятельность», подраздел «Особый ребёнок – обычное детство».

Библиографический список

1.       Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е. Р. Баенская. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с.
2.       Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование / Т. Г. Визель – М.: Сфера, 2017. - 907 c.
3.       Виневская А. В. Педагогика. Словарь-справочник коррекционного педагога / А. В. Виневская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 268 с.
4.       Зырянова С. И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С. И. Зырянова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. – С. 43-54.
5.       Мангутова Н. Ю. Развивающая среда в инклюзивной группе предшколы / Н. Ю. Зырянова // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 5. – С.54-63.
6.       Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Б. Кондратовская // Детство-Пресс, 2021. – 240 с.
7.       Цветкова Л. С., Цветков А.В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования // М.: Спорт и культура, 2012. – 77 с.

2022