Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Фоменко Н. В. Постерная презентация как способ обучения созданию поликодового ответа учащихся на уроке

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Что самое сложное для наших учеников? Наверное, обоснованно ответить на вопрос. Устный ответ – логичный, полный, развернутый, а не односложный – дается ученику сложнее всего.
Сегодня в лингвистику и методику преподавания русского языка и литературы входит понятие «поликодовый ответ на уроке». Учебная коммуникация требует от учителя новых форм проверки знаний, позволяющих осуществить контроль за усвоением материала, от учащегося не только показать глубину знаний и сформированность умений, но и самостоятельно определять цель и задачи, отбирать средства реализации, взаимодействовать в группе, оценивать достигнутые результаты. В качестве эффективной формы может выступать поликодовый ответ по предмету.
Данный ответ строится на основе графической или иконической наглядности, которая делает сложный научный материал доступным для учеников, акцентирует их внимание на главном. Именно поликодовая составляющая в ответе облегчает понимание, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств.
И. Р. Примм дает следующее определение: «Поликодовый ответ – жанровая разновидность устного ответа по предмету, представляющая собой мо­нологическое высказывание учащегося на учебную тему, в котором вер­бальный компонент сочетается с иконическим. В зависимости от учебной задачи это может быть схема, таблица, презентация, запись на доске.
Анализ материала учебников русского языка и литературы показывает, что достаточно широко в них используются поликодовые тексты. Так, сюжетные рисунки обеспечивают буквальное понимание отдельных слов и словосочетаний при изучении тем: «Прямое и переносное значение слова», «Однозначные и многозначные слова». Иллюстрации, в том числе юмористические, используются для пояснения словообразовательного значения некоторых приставок (выносить, вносить, переносить), суффиксов (например, -ище). При этом рисунок выполняет две основные функции: комментирует значение слова или фразеологизма, стимулирует употребление определенной лексики. Кроме этого, он предупреждает речевые ошибки, помогает создавать новый текст на базе поликодового.
Поликодовость может быть реализована через приемы визуализации.
К сожалению, на практике возможности наглядных средств обучения не учитываются: карты, фотографии, схемы, иллюстрации, презентации рассматриваются в качестве обычного, к сожалению, «немого» приложения к вербальному тексту. А значит, ученик не может составить грамотно высказывание, дать полноценный ответ.
Согласно ФГОС ООО сегодня образование ориентировано на развитие его личности обучающегося, его познавательных и творческих способностей. Поэтому важными факторами становления личности, формирования ее компетенций являются активная предметно-практическая деятельность и общение. Учителю необходимо обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося, вооружить умением учиться.
Итак, почему же именно приемы визуализации? Согласно исследованиям ученых мы запоминаем до 90% сказанного или написанного по поводу действия.
Приемы визуализации помогают поддержать познавательную деятельность учащихся, расширяют возможности предъявления учебной информации (управлять вниманием, выделять главное, оставлять в «тени» ненужное), позволяют реализовать традиционный дидактический принцип наглядности на качественно новом уровне.
Современным продуктивным методом визуализации сегодня можно считать постерную презентацию.
Чем же интересна постерная технология как форма обучения? Именно она создает условия для приобретения каждым учащимся новых знаний и но­вого опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, конечно же, является творче­ская деятельность каждого и осознание ее закономерно­стей.
Первый этап – создание постера: ученики читают текст, анализируют и визуализируют его, создавая таким образом постер. Второй – самый важный – защита, т.е. по своему постеру, установленным ассоциациям ученики создают собственное речевое произведение. Как раз данное грамотно выстроенное высказывание учащихся и есть поликодовый ответ.
Постерная презентация создается в технике коллажа (приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, которые отличаются от неё по цвету и фактуре).
Инструкцию по созданию коллажа можно представить в виде «методики шести вопросов». В центре размещают коллаж «тема»; затем слева вверху коллаж «проблема» (что?), ниже – коллаж «исполнители проекта» (кто?); внизу слева – коллаж «средства решения проблемы» (как?); справа внизу – коллаж «место (или места) решения проблемы» (где?); посредине справа – коллаж «ресурс времени» (когда?); вверху справа – коллаж «обоснование, цель проекта» (зачем?).

ЧТО?

ЗАЧЕМ?
КТО?
ТЕМА
КОГДА?
КАК?

ГДЕ?

Но, конечно же, такое построение постера весьма условно. Все зависит от конкретной темы, задач и творческих способностей учащихся.
Данная технология позволяет проверить не только предметные результаты (как и что усвоено, правильно ли расставлены акценты при анализе произведения), но личностные и метапредметные. Чтобы грамотно составить постер и его защитить, учащиеся должны самостоятельно сформулировать тему, отобрать материал из произведения, подобрать рисунки и цитаты, которые должны работать на раскрытие идеи. При презентации постера выступающий должен учитывать речевую ситуацию, а значит, грамотно отобрать лексические и синтаксические средства, использовать уместно жесты и мимику.
Оценка постера и его защиты – необходимое умение для систематизации знаний и формирования личностных качеств. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль в процессе достижения результата, корректировать действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, нести ответственность на результат – необходимый навык, который приобретает обучающийся, выполняя работу.
Особенностью постерной технологии является реализа­ция идеи диалога. Это не только обмен мнениями по решаемой проблеме, знаниями, но и творческими находками между участниками пары или группы, чему содействует чере­дование индивидуальной, групповой деятельности и ра­боты в парах. Сегодня нужен человек, который может учиться, может анализировать результат, чтобы совершенствовать свои умения. Постерная технология как раз помогает раскрыть творческие способности.
К важным эффектам данной технологии относятся приобретение навыков наглядного представления изученного материала и систематизации информации, решение поставленной задачи ограниченными средствами; развитие ассоциативного мышления, формирование умений работать в группе; преодоление стереотипности в решении задач; развитие коммуникативных навыков. Постерная презентации вполне может представлять собой продукт проектной деятельности, причем не только по предметам гуманитарного цикла
Учитель сегодня должен уметь так конструировать педагогические ситуации, чтобы они были направлены на использование обобщенных способов деятельности и на создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Как пример, постерная презентация, выполненная учащимися 10 класса

Постер 1 «Вся Россия – наш сад»

Библиографический список

Габбидулина А.Р.- Поликодовые тексты в учебно-педагогическом дискурсе [Электронный ресурс] URL:
http://scicenter.online/russkiy-yazyik/polikodovyie-tekstyi-uchebno-pedagogicheskom-90451.html (дата обращения: 29.05.2017)
Примм И.Р. Характеристика поликодового ответа по предмету как жанровой разновидности учебного ответа. URL:
http://www.jurnal.org/articles/2009/ped40.html (дата обращения: 29.05.2017)
2020