Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf
В соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования, одним из направлений развития и образования детей дошкольного возраста является социально-коммуникативное, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Большинство международных практик и образовательных программ дошкольного образования (Методика Марии Монтессори, Вальдорфская педагогика, международная программа «Step by step», «Золотой ключик» под ред. Е.Е.Кравцовой, «Вдохновение» под ред. И.Е.Федосовой, «Радуга» под ред. Е.В.Соловьевой) предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений, организацию образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми своего образования. Программы по-разному расставляют акценты, но придерживаются единого принципа – достижения баланса инициатив взрослых и детей, развития у детей способности управлять своей свободой, принимать ответственность за себя и других.
На этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с дошкольного возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит.
Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие-либо задания воспитанникам. Необходимо заметить, педагогам важно уметь вычленять из многообразия форм рефлексии, только те, которые соответствуют функциональному назначению, а также возрастным, психологическим особенностям детей. В практике своей педагогической деятельности мы реализуем технологию «Рефлексивный круг», разработанную Н. П. Гришаевой.
Цель технологии: создание условий для развития саморегуляции поведения дошкольников.
Задачи:
-сплочение детского коллектива;
-развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;
-формирование умения слушать и понимать друг друга;
-обсуждение планов на день, на неделю;
-формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
-привлечение родителей к жизни детей в ДОУ
Удержать внимание детей младшего дошкольного возраста, учить выражать свои чувства и переживания публично, слушать друг друга оказалось непростым делом. Поэтому развитие рефлексивной деятельности у детей мы начали с помощью коммуникативных игр. Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, мы внимательно наблюдали за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивались в деятельность детей, не давали никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что хотели бы сказать детям, мысленно формулировали в форме вопросов, которые озвучивали потом в процессе проведения подгрупповой рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.
На следующем этапе нам предстояло выбрать постоянное место и время для проведения круга. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Рефлексивный круг проводится каждый день со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия.
В нашей группе после завтрака включается веселая музыка «Танец пчёлки Майи», дети весело летят как пчелки к своим любимым подушечкам в виде звездочек, садятся на них и образуют круг.
Начинаем мы с рефлексии настроения и эмоционального состояния. Ребята поворачиваются друг к другу и желают доброго утра (кто начинается обниматься, кто жмет друг другу руки, кто просто улыбается). У нас появился волшебный смайл, который загорается и символизирует настроение. Передавая его по кругу, мы делимся своим настроением, событиями, которые произошли у ребят. В кругу находится и наш символ группы - пчелка «Майя», которая предлагает нам сюрпризы в виде проблемных ситуаций.
Начинается рефлексия деятельности. Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удается соблюдать правила в группе?». Вопросы, задаваемые детям строятся, чаще всего, исходя из тематики планирования.
Приведу пример, я предлагала детям подумать, что такое правила. Дети не давали определения этому слову, а начали называть, какие правила знают: «Нельзя переходить дорогу на красный свет», «нельзя обижать маленьких», «нельзя проходить в обуви в комнаты и многие другие». Затем я задала вопрос: «Для чего вообще правила нужны? Что будет, если их не соблюдать? Дети сделали вывод, что жизнь протекает по правилам. Мы вместе с детьми проговорили: «Если правила нарушать, то все смешается, и встанет с ног на голову. Поэтому соблюдать правила необходимо».
Я предложила ребятам придумать правила для нашей группы. Дети начали называть правила, которые они соблюдать в группе: «Здороваться друг с другом, когда приходим в детский сад», «мыть руки перед едой», «беречь игрушки и убирать их после игры» и другие. Мы говорили с детьми о том, что можно, и чего нельзя, и почему. Затем я попросила выбрать правила, которые никогда нельзя нарушать. Каждый из детей высказал свое мнение о том, какое правило самое важное. В конце «рефлексивного круга» я предложила поразмышлять о том, как можно оформить правила, чтобы они были напоминанием для всех. Предложений от ребят поступило много, но мы выбрали самое интересное. В результате проделанной работы, к концу второй недели, мы вместе с детьми, вывели основных правил: то, что можно делать с разрешения взрослого, в свободной деятельности ребенка, и то, что делать ни в коем случае нельзя. Эти правила, в виде небольших плакатов, были размещены в группе.
В «Рефлексивном кругу» мы не только ведем обсуждение, мы еще и планируем наш день, и учимся составлять план на неделю.
Например, у нас в детском саду проходило образовательное событие "До свидания, лето". На утреннем круге пчёлка Майя рассказала ребятам, что лето подходит к концу, ей очень жаль, ведь она так любит летом летать от цветка к цветку, собирать нектар, строить улей вместе со своими друзьями и хотела узнать, чем любят заниматься летом ребята и как можно провести сегодняшний последний летний день. Дети вспоминали, как летом они ходили на пляж, ездили отдыхать с родителями, играли на участке в детском саду, рассказали о своих планах на день.
Девочки предложили устроить пикник, а потом пойти на танцы, но у нас не оказалось микрофонов. Тогда Вика взяла кегли, стихийно образовавшееся трио стало исполнять песни. Мальчики из модулей построили машину и поехали в зоопарк. Проезжая мимо, они услышали, что у девочек веселье и подключились к ним. Денис исполнил "Песенку крокодила Гены", а остальные стали подтанцовывать. На улице наш пикник продолжился. "Пчёлки" взяли краски и дружно рисовали солнечных зайчиков, пускали мыльные пузыри, экспериментировали с водой и песком, ловили рыбу, загорали, играли в подвижные игры, наблюдали за солнышком, потом дружно наделали куличиков и угощали друг друга. А после пикника дружно убрали за собой все игрушки и мусор. Вот такой радостный, насыщенный день прожили наши трудолюбивые "Пчёлки" в последнюю пятницу лета. А мы педагоги, создавая условия для развития детской деятельности, смогли решить образовательные задачи, поставленные на этот день. Еще рефлексивный круг является отличным направлением на реализацию проекта по инициативе детей. Однажды в группе у нас появилась книга о динозаврах. Ребята стали её с интересом рассматривать. Тогда я спросила у ребят, что им известно о динозаврах, что бы они хотели узнать? Так зародился проект по инициативе детей «Путешествие в мир динозавров», и отсюда пошел образовательный процесс, решались образовательные задачи. Было столько идей. Вероника, Денис и Таисия решили слепить динозавров из пластилина, а Илья и Егор решили нарисовать вулкан, заодно изучили и рассказали всем ребятам, какие динозавры бывают, где живут, чем питаются. Мальчишки построили дом из мягких модулей и стали обыгрывать свою постройку, но на этом дело не закончилось. Павел предложил нарисовать карту, по которой мы будем проводить раскопки на улице в поисках архиозавров. Все остальные поддержали эту идею. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что «Рефлексивный круг» - это время и место, когда дети в деятельности учатся общению, пониманию, проявлению инициативы, ответственности.
e-mail: zvezdochka.detsk@yandex.ru +7(965) 854-80-54