Актуальные вопросы начального общего образования

Зиядинова Э.М. Особенности использования элементов проблемного обучения в процессе изучения математики в начальной школе

Библиографическое описание:

Зиядинова Э.М. Особенности использования элементов проблемного обучения в процессе изучения математики в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Аннотация. Данная статья особенности проблемного обучения в начальной школе, использования элементов проблемного обучения в процессе изучения математики в начальной школе

Ключевые слова: начальная школа, учащиеся, математика, проблемное обучение, урок.Социальные изменения в российском обществе коренным образом изменили взгляды в области образования. Для того, чтобы решить актуальные образовательные проблемы, необходимо широкое внедрение таких технологий, которые были бы направлены на подготовку всесторонне развитой, активной личности, способной к самостоятельным решениям и открытий, которая бы могла решать сложные проблемные ситуации, находить рациональные пути их решения. В Национальной доктрине развития образования отмечено, что "образование – основа развития личности, общества, нации, государства, залог будущего России. Образование воспроизводит, наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества" [7, с. 2]. Таким образом можем определить главнейшая задача школы – обеспечение условий для интеллектуального, социального, морального, физического развития и саморазвития каждого ученика.

Сегодня ученые, методисты и учителя часто сходятся на том, что традиционные формы обучения устарели, они не могут овладеть вниманием современных школьников, которых нужно заинтересовать и удивить. Современная школа должна применять такие модели обучения, которые бы обеспечили взаимодействие и диалог между учителями и учениками. Мы считаем, что такой моделью обучения может быть проблемное обучение.

В педагогическом словаре В.И. Загвязинский проблемное обучение определяется как один из типов развивающего обучения, существенной чертой которого является сближение психологии мышления человека с психологией обучения. Суть проблемного обучения заключается в поисковой деятельности учащихся, которая начинается с постановки вопросов, решения проблем и проблемных задач, заложенных в учебных программах и учебниках, в проблемном изложении и объяснении знаний учителем, в разнообразной самостоятельной работе учащихся. В проблемном вопросе, в отличие от непроблемного, всегда есть скрытая противоречивость – одна сторона проблемной ситуации. Большое значение имеет также мотивационная сторона проблемной ситуации, наличие у учащихся такого уровня знаний, умений и навыков, который был бы достаточным, чтобы начать поиск неизвестного результата или способа выполнения задания. Иначе ученик не "примет" проблемы и она потеряет значение учебной [2, с. 271-272].

Следует заметить, что наибольшие возможности для внедрения элементов проблемного обучения в практику работы начальной школы имеют предметы естественно-математического цикла, поскольку сама специфика этих дисциплин, в частности математики, побуждает младших школьников к активному включению в решение различных по уровню сложности заданий: с логическим нагрузкой, повышенной трудности, математических головоломок и др. Математика в системе дисциплин начального образования призвана в наибольшей степени способствовать развитию логического мышления, интеллектуальных умений учащихся, способности рассуждать, обосновывать свое мнение, определять рациональный способ решения задач, выдвигать элементарные гипотезы, опровергать суждения и тому подобное.

Исторически проблемное обучение берет начало еще с сократовских бесед. Древнегреческий философ Сократ проводил разнообразные беседы по вопросам морали на площадях, заставлял своих слушателей путем вопросов и ответов находить "истину", не предлагая при этом готовых положений и выводов, ведь "в споре рождается истина" [5, с. 99]. К идеям проблемного обучения обращались также Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций и др. Отдельные аспекты проблемного обучения рассматривались в трудах М. Монтеня, Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др.

В начале ХХ века развитие концепции начинается с введения исследовательского метода, многие правила которого были разработаны Дж. Дьюи. Он предложил все обучение построить как самостоятельное решение проблем. В 70-80 гг. XX в. концепцию проблемного обучения развивали А. М. Алексюк, л. с. Айзерман, С. Ф. Жуйков, М. И. Кругляк, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. М. Скаткин и другие, в Польше – В. Оконь, Ч. Куписевич. Сущность этой концепции, по мнению одного из выдающихся теоретиков и практиков проблемного обучения, заключается в том, что "проблемное обучение основывается не на передаче готовой информации, а на получении учащимися определенных знаний и умений путем решения теоретических и практических проблем" [6, с. 231].

Особенности использования проблемного обучения на уроках математики исследовались в работах современных ученых В. Г. Коваленко, И. Ф. Тесленко, С. А. Скворцовой, М. А. Бантовой, Г. С. Мартыновой, А. М. Топузова, Л. М. Мироновской, Г. И. Борисенко.

Проблемное обучение трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Это такая организация процесса обучения, в основе которой лежит созданием преподавателем самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которой формируется новое знание, умение, навыки и развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие лично значимые качества. Проблемное обучение рассматривается как технология развивающей образования, направленная на активное получение учащимися знаний, формирование приемов исследовательской познавательной деятельности, привлечение к научному поиску, творчеству, воспитанию социально значимых черт личности. Проблемное обучение основано на конструировании творческих учебных заданий, стимулирующих учебный процесс и повышающих общую активность учащихся. Оно формирует познавательную направленность личности, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей.

Проблемное обучение организуется на основе проблемных вопросов, задач, задач и ситуаций. Остановимся подробнее на проблемных ситуациях. Как отмечает С. Гончаренко, проблемная ситуация-ситуация, для овладения которой субъект (или коллектив) должен найти и применить новые для себя знания или способы действий. В проблемных ситуациях следует различать ее объективный сторону (противоречие между сложностью, которую надо преодолеть, и недостаточностью имеющихся средств для достижения этой цели) и ее субъективная сторона (осознание субъектом этого противоречия и принятие или постановка им соответствующего проблемного задания). Создание системы проблемной ситуации в учебных целях является сущностью проблемного обучения [2, с. 271].

В зависимости от свойства неизвестных, которые нужно раскрыть в проблемной ситуации, они бывают основными и вспомогательными. По способу подачи информации проблемные ситуации бывают: текстовыми (возникают во время осмысление учащимися информации, содержащейся в тексте или графическом материале (в схемах, чертежах); безтекстовими (создаются устно, через материализованную ситуацию – демонстрацию с помощью устройства или природного явления). По времени решения: кратковременными (используются для оперативной активизации деятельности учащихся); длительными (разрешаются не на одном занятии, а на двух-трех). Разнообразие типов проблемных ситуаций свидетельствует о важности их использования в учебном процессе, предопределяет различные способы их создания [3, С. 43].

Следует отметить способы создания проблемных ситуаций на уроках математики, предложенные В. Коваленко А И. Тесленко:

1. Подведение учащихся к обоснованию неочевидных зависимостей.

2. Пропедевтические задания. Такие задания предлагают перед изучением нового материала и на уроке, и как домашние. Они активизируют внимание учащихся, служат базой для создания проблемных ситуаций и самостоятельного решения учебной проблемы.

3. Подведение учащихся к самостоятельным индуктивным выводам.

4. Решение подготовительных упражнений и задач.

5. Создание ситуации выбора.

6. Подведение учащихся к выводам, которые противоречат их предыдущим представлениям.

7. Организация дискуссии. Проблемные ситуации возникают тогда, когда учитель ставит перед учениками проблемный вопрос и организует его обсуждение.

8. Сравнение нового понятия с изученным ранее [4, с.27 - 42].

Предлагаем несколько проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках математики:

1. В шесть часов утра в воскресенье гусеница начала подниматься по дереву. В течение дня, то есть до 18 часов, она поднималась на высоту 5 м, а в течение ночи опускалась на 2 м. В какой день и час она поднимется на высоту 9 м? [1, с. 14].

2. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 22 июля, 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а у Гали и Кати день рождения обозначаются одинаковыми числами. Кто какого числа и в каком месяце родился?

3. С одного берега реки на другой надо перевезти волка, козу и капусту. Одновременно нельзя ни перевозить, ни оставлять вместе волка и козу, козу и капусту. Можно перевозить только волка с капустой или же каждого «Пассажира» отдельно. Количество рейсов не ограничивается. Как перевезти волка, козу и капусту, чтобы все обошлось благополучно? [3, с. 146].

4. Петя не выше Саши. Саша не выше Пети. Саша имеет рост 142 см. Какой рост у Петя?

5. Крестьянка принесла на рынок корзину яблок. Первому покупателю она продала половину всех своих яблок и еще пол-яблока, второму – половину оставшихся и еще пол-яблока, третьему – половину оставшихся и еще пол-яблока и т. д. Когда же пришел шестой покупатель и купил у нее половину оставшихся яблок и пол-яблока, то оказалось, что у него, как и у остальных покупателей, все яблоки целые и что крестьянка продала все свои яблоки. Сколько яблок она принесла на рынок? [1, с. 14].

Решая такие или подобные задачи, сначала с учителем, а затем самостоятельно, младшие школьники учатся самостоятельно мыслить, логически думать. Благодаря подобным задачам гибкость их мышления возрастает. Такие задания нужно использовать постепенно, систематически, не перегружая учеников. Сначала учитель ставит перед детьми проблему, потом показывает, как правильно ее решить. Следующим шагом учитель вместе с детьми находит выход из проблемы, после этого дает учащимся аналогичные задачи, в которых необходимо школьникам самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос. Эта система должна длиться долгое время, пока учитель не увидит, что следующий шаг ученикам под силу.

Исследуя эффективность использования проблемного обучения на уроках математики в начальной школе, нами было выявлено, что проблемные вопросы и задачи, решение проблемных ситуаций, решение проблемных задач повышают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию гибкости и критичности мышления, успешному умственному развитию младшего школьника.

Следовательно, внедрение элементов проблемного обучения в образовательный процесс начальной школы является признаком современности, одним из направлений модернизации отечественного образования и необходимым условием обеспечения образовательных потребностей.

Литература:

1. Бантова М.А.. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. Пос. – 3-е изд., перераб. И доп. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова – Москва: Учебная книга – Богдан, 2010. - 336 с.

2. Загвязинский В.И. Педагогический словарь / Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А.. – Москва, 1997. – 376 с.

3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с

4. Коваленко В. Г. Проблемный подход к обучению математике: методическое пособие / В. Г. Коваленко, И. Ф. Тесленко. - К.: Рад. школа, 1985. – 88 с.

5. Кравец В. П. История классической и зарубежной педагогики и школьничества: учеб. пособие. для студ. пед.заведений / И. П. Кравец. – Тернополь, 1996. – 436 с.

6. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польс. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина. - М.: Высш.шк., 1990. – 382 с.

7. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
2023