Актуальные вопросы дошкольного образования

Березина Н. В. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Этническое самосознание формируется в процессе ознакомления с народным верованиями, играми, народными игрушками, обычаями, традициями, обрядами и праздниками и т. п. Для преодоления недостатков процесса этнокультурной идентичности необходимо разрешение имеющихся противоречий национального единства, укрепления стабильности и межэтнического сотрудничества, что, в свою очередь, будет влиять на процесс изменения этничности каждой личности и формирования ее самосознания.
Стратегически важным в данном аспекте проблемы выступает распространение и понимание культурного опыта, духовного наследия как жизненной необходимости возвращения к национальным культурным ценностям и их сохранение для будущего. В отечественном научном пространстве особенности национального воспитания детей дошкольного возраста исследуют И. Мартынюк, И. Мельникова, Г. Осипец, А. Феоктистова и другие; педагогический аспект народоведения в воспитании гражданина – А. Богуш, Г. Григоренко, П. Игнатенко и другие; особенности этнокультуры и этнокультурного воспитания подрастающего поколения – В. Агеев, Е. Богданов, В. Заслуженюк, В. Присакарь, Г. Филипчук, А. Гуренко и другие; этнокультурной компетентности личности – Н. Арзамасцева, С. Федорова, А. Гуренко и другие.
Проблема формирования этнокультурной компетентности детей и молодежи рассматривается в различных аспектах: методологические основы реализации компетентностного подхода к обучению разрабатывали Н. Бибик, А. Пометун, А. Савченко; особенности усвоения детьми и молодежью элементов этнокультуры в образовательном пространстве находим в трудах В. Евтуха, А. Джуринского, Г. Дмитриева, Т. Мацейко; различные аспекты формирования этновоспитательного пространства дошкольного звена образования исследуют А. Будник, Г. Воробей, Е. Зарединова, Г. Кловак, Н. Кузьменко, Л. Ходанич, Н. Чернуха и др.
Большое значение в формировании этнокультурной компетентности ребенка предоставляется народоведческими и этнографическими средствами воспитательного воздействия. Вместе с тем возрождается и потенциал календарных обрядовых праздников, используемых в процессе национального и этнокультурного воспитания дошкольников. Изучение и практическое исследование календарной празднично-обрядовой культуры было начато во второй половине XIX в. выдающимися историками и фольклористами В. Ивановым, П. Ивановым, В. Ключевским и др. Особое внимание уделялось циклическому характеру праздников и обрядов. Так, например, подробный анализ традиционных зимних обрядовых праздников осуществляется в работах А. Курочкина, И. Лепши, В. Сапеги. Среди современных исследований, посвященных изучению проблемы возрождения традиционных праздников и обрядов в современных условиях, выделяем наработки Н. Аксеновой, С. Безклубенко, М. Бердута, Т. Гаевской, А. Курочкина, И. Лепши, В. Сапеги, М. Ткача, И. Щербины и других.
Однако, несмотря на наличие довольно значительного научного наследия по проблеме, отмечается недостаточность разработанности такого ее аспекта, как использование потенциала обрядовых праздников в процессе формирования этнокультурной компетентности дошкольников, что и является целью нашей работы.
Формирование этнокультурной компетентности начинается в дошкольном возрасте, с участием ребенка в семейных обычаях и обрядах, с народной песни, причастности к народному творчеству. В этом возрасте формируется культ родного дома, семьи, родного города или села, является основой для проведения дальнейшего осознания ребенком себя как части нации. Поэтому для достижения успешного результата этнокультурного воспитания и формирования этнокультурной компетентности ребенка к данному воспитательного процесса следует привлекать семью, дошкольников, родителей, бабушек и дедушек, уделять внимание семейной педагогике и использованию лучших достижений этнопедагогики.
Среди оптимальных путей формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников выделено:
1) проведение культурно-воспитательных мероприятий, связанных с празднованием праздников народного календаря;
2) организация игр (народных, ролевых, подвижных и др.), в которых можно проследить отношение детей к своим сверстникам;
3) организация экскурсий в краеведческих, художественных музеев региона;
4) тесное сотрудничество воспитателей и родителей, консультации для родителей по личностной культуры детей и тому подобное.
Перечисленные формы и методы работы доступны для дошкольников, направленные на активную развивающую деятельность с детьми, и позволяют привлечь к учебно-воспитательному процессу родителей воспитанников и общественность, что в целом благоприятно влияет на формирование этнокультурной компетенции подрастающего поколения.
Народные обрядовые праздники содержат в себе известный воспитывающий потенциал для духовного становления личности ребенка дошкольного возраста, формирование ее этнокультурной компетентности. Собственно, сама организация праздника помогает привлечь детей к различным видам деятельности, дает безграничные возможности для создания специальных воспитательных ситуаций, развития их творческого потенциала и активизации этнокультурной идентичности. Рассмотрен состав годового круга обрядовых праздников, в который входят зимние, весенние, летние и осенние праздники, обряды и обычаи. Проанализированы воспитательное воздействие на формирование этнокультурной компетентности дошкольников таких обрядовых праздников, как: Праздник Николая, Рождество Христово, Крещение, Масленица, Пасха, Зеленые Праздники (Троица), Праздник урожая (обжинки) и другие. Подчеркнута важность подготовительной работы к проведению обрядовых праздников в ДОУ, к которой следует привлекать всех дошкольников и их родителей. Указано, что подготовительная работа по проведению праздника должен включать изучение детьми народных произведений, а также привлечение родителей детей к изготовлению декоративной отделки для групповой комнаты и костюмов для дошкольников, которые принимают участие в празднике.
Основными методами этнокультурного воспитания дошкольников, осуществляемого посредством подготовки и организации народных обрядовых праздников в ДОУ считаются:
- чтение стихов и рассказов, сказок, притч;
- просмотр рисунков, картин, репродукций, таблиц, макетов;
- беседы, вопросы-ответы, наблюдения, подвижные и дидактические игры, экскурсии выполнение творческих заданий: рисование, аппликация, лепка, конструирование, изготовление несложных подарков.
Процесс модернизации содержания дошкольного образования направляется на развитие дошкольника как активного, сознательного и компетентного субъекта жизнедеятельности, воспитания умения жить в согласии с окружающей средой и согласии с собой, формирование физической и психологической готовности к обучению в школе. Поэтому проектная деятельность детей в учреждении дошкольного образования – требование времени, направленная на обеспечение адекватности образовательного процесса и его результатов с требованиями общества. Проектная деятельность является стимулирующим фактором в развитии дошкольного образования. Учреждения дошкольного образования с целью совершенствования образовательного процесса используют специализированные программы, альтернативные методики и наследие выдающихся педагогов.
Активным участником проектной деятельности становится дошкольник – онопределяет цель, открывает новые знания, выбирает пути решения проблемы, экспериментирует, несет ответственность за свою работу. Как отмечает Т. Волжина, «воспитатель – партнер ребенка в этой деятельности, он помогает ей определить цель, раскрывает потенциал возможных форм работы, рекомендует источники сбора информации, способствует прогнозированию результатов, помогает оценить работу, создает условия для активности дошкольника». Такой подход позволяет избежать педагогического давления на ребенка, т. н. действий «сверху», устанавливает взаимные связи субъектов в совместной деятельности, результатом которой является проявления дошкольником активности и рост мотивации. Если рассматривать детскую проектную деятельность, то она имеет возрастные разграничения. До 5 лет проектную деятельность ребенка можно рассматривать на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому «активная роль в проектной деятельности принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда определить проблему, «заказываемого» детьми». Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослыми и сверстниками.
Для дошкольника проектная деятельность, наполненная различными видами деятельности, имеет особое значение, поскольку каждый из них активизирует детей, формирует самостоятельность, раскрывает природные способности, обогащает жизненным опытом, повышает интерес к познанию. Взаимосвязь между видами деятельности происходит в различных сочетаниях. Например, в прикладном проекте, кроме трудовой деятельности, имеет место познавательная (на этапе планирования проекта), общения (на всех этапах), игровая (на этапе презентации результата) и т.д. В зависимости от целей проектной деятельности детей виды действий, входящих в состав этой деятельности, могут быть скомбинированы, обогащаются дополнительными условиями, ограничениями, вспомогательными этапами (для усвоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще нужно учиться). Использование проектной деятельности в учреждении дошкольного образования является эффективным тогда, когда в образовательном процессе поставлено определенное исследовательское, творческое задание, для решения которого нужны интегрированные знания из различных областей.
Использование средств обрядовых праздников является важным в процессе формирования этнокультурной компетентности дошкольников, поскольку позволяет приобщиться к лучшим достижениям народной педагогики, привлечь всю семью к этнокультурной деятельности на этапе подготовки и участия в празднике, активизирует творческий и личностный развитие детей.
Проектная деятельность нацелена на приобретение дошкольниками новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование специфических умений и навыков благодаря системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Однако проектная деятельность в учреждении дошкольного образования не принесет ожидаемых результатов, если она происходит отдельно от традиционного образовательного процесса, поэтому важным становится проектирования возможных связей проектной деятельности с другими видами деятельности дошкольника в образовательном процессе.
Библиографический список
1.       ВолжинаО.Б.Методпроектовввоспитаниии обучениидетейдошкольноговозраста:автореф. дис.... канд. пед. наук. Москва, 2014. 21 с.
2.       КонышеваН.М.Проектнаядеятельность дошкольников.Дошкольноевоспитание.2016. № 1. С. 17–27.
3.       РомановскаяМ.Б.Методпроектоввобразовательномпроцессе.Москва:Педагогическийпоиск, 2006. 160 с.
2021-11-16 16:03 2021