Современный мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии. К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Есть процент обучающихся в образовательных учреждениях, которые теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с нашей точки зрения, следует уделять именно здоровьесберегающим технологиям. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от многих факторов. А именно, от образовательной программы и конкретных условий дошкольного учреждения, от профессиональной компетентности педагогов, от показаний уровня заболеваемости детей за определенный период. Здоровьесберегающие технологии можно применять на занятиях физической культурой, в самостоятельной деятельности детей, в подвижных игах на свежем воздухе, во время утренней гимнастики или зарядки. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, на стадион, в лес), физкультурные досуги, спортивные праздники, пальчиковые игры, упражнение на тренировку мелкой моторики руки, несложные релаксационные упражнения. В нашем дошкольном образовательном учреждении используются следующие современные здоровьесберегающие технологии: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая и ортопедическая. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, релаксационные упражнения и приемы. 3. Коррекционные технологии: элементыарттерапии, элементы песочной терапии, технологии музыкального воздействия, элементы сказкотерапии, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. Одной из основных форм работы воспитателя по охране здоровья детей является беседа. Воспитатель в режимных моментах проводит беседы с детьми на следующие темы: «Что означает здоровый сон», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Здоровье – богатство на все времена» и т.д. Эти беседы, как правило, дают положительный результат, дети с детства усваивают важные термины и понятия здорового образа жизни. Еще одной формой работы воспитателя в рамках здоровьесберегающих технологий являются упражнения, направленные на тренировку мышц мелкой моторики руки. К данной категории относятся: · Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки). • Рисование, раскрашивание, штриховки, лепка, вырезание. • Пальчиковые игры и упражнения. • Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. · Массажные шарики суджок. · Шнуровки, вязанный конструктор, клубочки ниток. · Бизиборды для детей разного возраста. Педагог-психолог в своей работе использует релаксационные упражнения и приемы, которые направлены на сохранения и стимулирования здоровья детей. Релаксация - система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Релаксационные приемы направлены на снятие напряжение разных групп мышц, которое вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, правильная осанка, хорошее настроение. Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно с музыкальным сопровождением расслабляющих композиций. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия ребенка. Релаксационные дыхательные упражнения: «Насос».«Представьте, что вы накачиваете шину автомобиля. Вдох – наклон, кончился наклон – кончился вдох.Выдох - подъем». «Сова». На вдохе – поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, на выдохе опустить плечо. То же — с левым плечом. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица «Улыбка». Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза). «Пчелка». Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза). Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. «Холодно – жарко». Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза). «Шишки». Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза) Одним из приемов релаксации является сухой бассейн. Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от напряжения мышц всего тела. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает общий массаж всего тела. Шарики благотворно влияют на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов, снятия мышечных зажимов. Таким образом игры и упражнения в «сухом» бассейне важны для сохранения психофизического здоровья ребенка. Научно доказано, что релаксационные техники и упражнения способствует сохранению психологического и физического здоровья детей при комплексном применении. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у школьника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Библиографический список 1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. 2. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе. - 2005.