Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Прибылова Е.А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Модернизация системы образования в новых социально - экономических условиях России выдвинула новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности ребенка, создание условий для ее развития. Ценностью становятся не знания как таковые, а самореализация личности благодаря этим знаниям. В связи с этим остро звучит проблема коммуникативной компетентности ученика нового времени. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной личности. Коммуникативная компетенция обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни, вырабатывает умение ставить цели устной и письменной коммуникации и успешно их достигать: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к ценностям других людей.
Задача учителя русского языка и литературы - организация процесса обучения, который будет способствовать развитию интеллектуально – творческой личности, обладающей коммуникативными навыками. Наиболее эффективная форма - это работа с текстом и в урочной, и внеурочной деятельности.
Вопрос использования текста в качестве основного средства обучения на уроках русского языка широко освещен в лингвистической и научно-методической литературе. Его исследованием в разные годы занимались такие выдающиеся лингвисты, психологи и педагоги как М.Т. Баранов, М.А. Рыбникова, Н.М. Шанский, Л.П. Федоренко и другие исследователи. Сегодня в работах А.Д. Дейкиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и других современных ученых он получил исчерпывающее обоснование. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.
Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке атмосферы совместной деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.
Активно работать с текстом мне помогает технология развития критического мышления, удачно сочетающая проблемность и продуктивность обучения с технологичностью урока, результативными методами и приемами.
В основу теории технологии критического мышления положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка;
Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка. В данной технологии собраны идеи и методы коллективных и групповых способов обучения, а также технологии сотрудничества, развивающего обучения. Уроки, выстроенные по технологии критического мышления, отличатся от уроков традиционного обучения. Ученики не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, вспоминают, анализируют информацию, делятся своими рассуждениями. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Формирование критического мышления происходит с учетом уровня мышления учащихся и в процессе решения проблемных задач.
Модель урока с использованием технологии развития критического мышления строится учителем из трех составляющих: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия», то есть последовательно реализуются три шага: вопрос к информации – поиск ответов (с опорой на различные источники) – анализ полученного результата.
Первый этап урока - стадия (фаза) - вызов, настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.
Второй этап урока - стадия (фаза) - осмысление - содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа по анализу и ранжированию информации. На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации.
Третий этап урока - стадия (фаза) - рефлексия (размышление) превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она (стадия) направлена на систематизацию информации и заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы.
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить. При этом снижается тревожность учащихся, происходит осмысление предметной информации и соотнесение ее с имеющимся собственным опытом.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия - «рефлексия» есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
Что же принципиально нового несет технология критического мышления?
Технология развития критического мышления – это способ формирования умений критической, можно сказать, аналитической оценки, осмысления, отбора и применения информации. Главная цель технологии - развитие интеллектуальных способностей учени­ка, позволяющих ему учиться самостоятельно, ориентируясь не на мнение авторитета или большинства, а на аргументированные суждения. В основе критического мышления лежит опора на логику и доказательства. Этому способствуют различные приемы: постановка вопросов, работа с ассоциациями, ключевыми словами, графическая систематизация текста с помощью таблиц, схем, кластеров. «Верно-неверно», «Пометки на поля» (Инсерт), «Корзина идей», «Перепутанные логические цепочки», «Взаимоопрос», «Самоанализ» - эти и другие методические приемы, применяемые на разных этапах урока, повышают мотивацию учащихся, развивают навыки синтеза, анализа, умение работать в группе, творчески интерпретировать информацию, различать главную информацию и второстепенную; формируют культуру чтения.
Своеобразной инновацией своего опыта считаю сочетание технологии критического мышления с технологией проблемного диалога, которая также опирается на логическое мышление учеников и предполагает сходные продуктивные формы заданий («Чтение с остановками», Инсерт, составление кластера, написание тематических миниатюр). На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Происходит творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал».
Данная системы работы развивает умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы; логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Все это способствует развитию речи. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы, таблицы, творческие работы.
Формирование критического, аналитического мышления постепенно вырабатывает потребность искать ответы на многие вопросы, что воплощается в ученических мини-проектах («Правильно ли мы произносим слова», «Знаем ли мы фразеологизмы», «Происхождение моей фамилии» и др.) и в больших исследовательских работах («По святым местам Рязани», «Воскресенская церковь с.Недостоево: история и современность», «Подвиг солдата во все времена», «Вспомним их поименно» и др.), активным участием в олимпиадах и конкурсах.
Одним из основополагающих компонентов развития коммуникативной компетенции учащихся является формирование потребности в самовыражении. Работа в этом направлении проходит не только в классно-урочной, но и во внеурочной деятельности. Мною разработана программа элективного курса «Русский язык. Формирование языковых компетентностей», программа объединения дополнительного образования «Русское слово». Для активизации творческого процесса в школе было создано театральное объединение «Живое слово» (являюсь одним из руководителей). Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи, что способствует успешному социально-художественному развитию учащихся через творческую деятельность.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции через работу с текстом не только обеспечивает достижение предметных, личностных, метапредметных планируемых результатов, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, характеристиками которой становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству, владение устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Предлагаемая вниманию система работы с текстом не содержит принципиальных педагогических открытий, но представляет собой индивидуально осмысленную и практически осуществимую систему формирования коммуникативной компетенции, которая позволяет повышать качество подготовки учащихся к устному и письменному выражению мысли. Преимущество данной системы работы заключается в ее универсальности и надпредметности, поскольку она позволяет осуществлять межпредметные связи, удачно сочетается с другими современными технологиями, а также эффективна для обучения учащихся разных возрастных групп.
e.pribylova2016@yandex.ru, 8 900 9038911
2018