Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Кокорина Т. С. Технология формирования читательских способностей для детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования школы во внеурочное время в соответствии с ФГОС

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Пояснительная записка.
У детей с ограниченными возможностями здоровья умственной сферы деятельности особенно страдает произвольное внимание. Эти дети быстро отвлекаются. Снижена и способность восприятия. Восприятие это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также особенностями личности. Восприятие детей с задержкой психического развития характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому воспитанники с трудом постигают смысл воспринимаемого. Наиболее сложными для детей с ОВЗ со слабыми умственными способностями являются словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. На протяжении всех лет педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям.
Память детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное. Ребёнок должен понимать то, что ему предлагается запомнить.
Чтение – это один из важных навыков необходимый ребенку для дальнейшего нормального развития и получения знаний. Особенно важно научиться читать для детей с ОВЗ. Своевременное и качественное овладение этим навыком позволяет ребенку адаптироваться в окружающем мире и преодолеть, либо минимизировать, отклонения в развитии.
Задача полноценного образования не только получение необходимых навыков, умений и знаний, но и всесторонне развитие личности ребенка. Важную роль в этом процессе играет литература. Именно литература формирует эмоциональную сферу и дает необходимые в жизни знания. Это является особенно важным для детей с ОВЗ. Главные принципы обучения таких детей литературе это:
1.        Понимание того, что такие дети не являются ущербными и способны освоить основные литературные термины и понятия. Они с удовольствием учат стихи, пересказывают, анализируют.
2.        Индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом его развития и возможностей.
В настоящее время педагогами разработано множество методик обучения литературе детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они предполагают наличие следующих подходов:
·           Формирование индивидуальной программы занятий;
·           Использование книг, методических пособий, обучающего материала специально разработанных для детей с конкретными нарушениями, например, книги для слабовидящих;
·           Широкое использование технических средств: компьютерных технологий, аудио и визуальных средств;
·           Подача материала в игровой форме;
·           Гибкий график занятий с учетом состояния здоровья ученика.
На занятиях по литературе хорошие результаты дают следующие методы обучения чтению в школе детей с ОВЗ:
·           Поэтапное разъяснение заданий и их последовательное выполнение;
·           Чередование занятий и пауз для отдыха;
·           Чередование устных занятий и работы на компьютере;
·           Применение индивидуальных критериев для оценки проделанной учащимся работы.
В заключение можно отметить, что важным моментом в занятиях литературой является выявление и развитие одаренных детей. Психологическая и педагогическая поддержка учеников, имеющих творческие задатки и высокий уровень мотивации к обучению, приносят стойкие положительные результаты. Успехи в учебе и творчестве помогают ребенку повышать самооценку и адаптироваться в социальной среде.
Цель:
Создание условий для воспитанников с ОВЗ младшей школы интереса к чтению, формирование духовно – нравственной сферы, образованной и социально адаптированной личности.
Задачи:
•     развитие у школьников потребности в чтении, как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
•     повышение когнитивных способностей;
•     формирование духовно-нравственных ориентиров;
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный
•                                   Анкетирование
•                                   Родительское собрание
•                                   Стенды
2 этап - основной
•                                   Внеклассные мероприятия
•                                   Внеурочные занятия
•                                   Банк педагогических технологий
3         этап - заключительный
•                                   Диагностика
•                                   Итоги конкурсов
•                                   Защита проектов
Вывод. Осознанное чтение является самым важным навыком чтения, так как если не понимаешь того, что читаешь, нет смысла от чтения вообще. Поэтому формирование навыков осознанного чтения является актуальной для детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в обучении.
Ресурс:
1.       Выготский Л.С. «Психология развития человека» - М.: Издательство Смысл; Эксмо, 2005. – 1136с.
2.       Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 199с. Серия: Антология мысли.
3.       Михайлова З.А., Полякова М.Н., Чеплашкина И.Н. «Математика – это интересно. Парциальная программа». – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 64с.
4.       «Обучаемость в зоне ближайшего развития» - комплект по методике исследования обучаемости А.Я.Ивановой
2020