НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Азманова А. А., Фролова Н. В., Дудорова С. Ю., Пряхина Е. С. Альтернативные системы раннего развития в ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Закладываются основы важных качеств как познавательная активность, творческие возможности, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность и многое другое. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
В настоящее время большое распространение в системе дошкольного образования получают так называемые альтернативные системы раннего развития.
Альтернативными они называются по своей основе, которая отличается от стандартных образовательных систем. Как правило, в данных системах лежат иные принципы взаимодействия с детьми и ставятся иные цели. Акцент делается на личности и развитии каждого отдельно взятого ребенка. Соответственно, и результат при таком подходе существенно отличается от результатов общепринятых систем.
В нашем дошкольном учреждении мы используем элементы некоторых систем раннего развития. Это методики Марии Монтессори, Глена Домана, Марии Гмошинской, методика развития Железновых, Орф-педагогика и другие.
Согласно Марии Монтессори, развитие малыша должно базироваться на двух принципах: самостоятельность ребенка и игровая форма обучения. Ребёнок сам выбирает подходящее для себя занятие, нужно лишь создать для этого условия, развивающую среду.
Помещение для игр-занятий мы постарались зонировать. Выделили такие зоны, как: сенсорная, речевая, математическая, зона практической жизни и др., которые заполнили различными дидактическими материалами. Данная методика направлена на развитие всех психических процессов (речи, внимания, памяти, логического и творческого мышления, воображения), а также мелкой и крупной моторики на ранних этапах развития малыша.
У данной методики есть свои достоинства:
Используя элементы методики Марии Монтессори в играх-занятиях, мы наблюдаем, что дети становятся более внимательны, самостоятельны и дисциплинированы. На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что в дальнейшем поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.
А так же свои недостатки:
Вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей, что ведет к недостаточному развитию навыков общения. Также мало внимания уделяется физическому развитию детей.
Методика Глена Домена довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.
Познание начинается с самого момента рождения, считает Г. Доман, а образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, поэтому развивая малыша, рекомендуется показывать ему карточки с самого рождения.
Одна из важнейших составляющих этой системы обучения - активное движение с рождения и несложные физические упражнения.
Достоинствами этой методики являются активное вовлечение взрослых в занятия с детьми и расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока.
 Используя элементы данной методики, мы выявили некоторые недостатки: методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности; требуется огромное количество дидактического материала; мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности.
В методики Марии Гмошинской рекомендуется рисовать с малышами без кисточки, используя собственные пальчики и ладони. При этом в творческом процессе может быть задействовано сразу две руки малыша. Наблюдается положительная динамика в сенсорном развитии детей, формировании основных психических процессов, креативного потенциала, мелкой моторики малыша. А также это эффективный способ положительного эмоционального взаимодействия и сотворчества ребенка со взрослыми.
В основе методики развития Железновых лежат музыкальные игры, которые развивают фантазию, память, воображение, чувство ритма и такта, слух и сообразительность, стимулируют эмоциональное развитие ребёнка. Посредством танцевальных движений у малышей укрепляется мышечный корсет, улучшается координация движений. Простые песенки помогают ребёнку развить речь, приобрести первые вокальные и коммуникативные навыки. Мы используем в работе с детьми раннего возраста песенки с движениями, сказки — подражалки, элементы логоритмики, игровую гимнастику, сказки-шумелки, песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов, колыбельные песенки.
В работе с детьми раннего возраста также используются элементы Орф- педагогики. Основная идея которой - это «обучение в действии», развитие творчества через игру на музыкальных инструментах, через создание собственных танцевальных движений, через аккомпанирование, слушание и пение небольших детских песенок, «элементарное музицирование»
Педагогика Карла Орфа основана на естественной физиологии ребёнка: игровой, любознательной и исследовательской потребности. Она помогает ребенку быть самим собой.
Используя элементы орф-педагогики, мы учим детей играя, узнавать что-то новое, учим их лучше осознавать свое тело и лучше им управлять,учим узнавать разные эмоции, общаться друг с другом.
Орф-подход основан на игре, на импровизации, а значит, даёт возможность ребёнку свободного творчества, выражения себя, одновременно учит фантазировать; имеет в своей основе элементарную музыку, понятную детям с самого раннего возраста, и поэтому помогающую развиваться дальше; занятие построено на сочетании ритма, речи и движения, что играет важную роль в развитии ребёнка; помогает развивать в ребёнке эстетический вкус, образное мышление, чувство ритма, времени, пространства, учит работать в группе сверстников.
Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.
Ребёнок может фантазировать, сочинять и импровизировать, используя простой и удобный материал для занятий.
Познание детьми Мира через музыку, создание иного образа из самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Это могут быть баночки от йогурта, пластиковые бутылочки, ёмкости из-под Киндер- сюрпризов и т.д.) Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любования ими - всё это необыкновенно важно для развития всех видов восприятия детей раннего возраста.
В работе мы используем систематизированный материал, основанный на малых формах детского фольклора: потешки, считалки, дразнилки, прибаутки, скороговорки, детские песенки, хороводные и календарные песни, колыбельные. При использовании элементов Орф-педагогики в игровых ситуациях мы видим, что ребенок полностью раскрывается, учится самовыражению, исчезает скованность и зажатость. Дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, активно принимают участие во всех видах деятельности. Нет четких правил, шаблонов и стереотипов. Полная свобода на самовыражение. Темп развития у каждого ребенка индивидуальный. Нет необходимости подстраиваться под остальных. В игровых ситуациях происходит раскрытие новых способностей каждого ребенка.
Активное применение в нашем дошкольном учреждении нашла программа раннего развития «Эвристика».
В работе педагога по данной программе информация в полном объеме поступает не от педагога к ребенку, а от совместных рассуждений – к рождению новых решений. Актуальность Программы «Эвристика» заключается в том, что в наше сегодняшнее быстроменяющееся время необходимо готовить маленького человека самостоятельно мыслить и добывать знания.
При изучении материалов и дидактических пособий учитываются возрастные особенности детей, их интересы, потребности, вид ведущей деятельности. Мы используем различные формы занятий: занятия-путешествия, занятия-беседы, мозговой штурм, занятия-загадки, занятия-сказки, занятия-эксперименты и др. Изучаемый материал чередуется сложный и легкий, теоретический и практический, эмоциональный и рациональный. Познавательная активность формируется тогда, когда ребенок активен и заинтересован. Не нужно забывать, что занятия, на которых ребенок смеется и получает положительные эмоции, намного эффективнее и более продуктивные.
Используя элементы разных альтернативных систем раннего развития, мы закладываем фундамент для дальнейшего общего развития дошкольника, учитывая индивидуальные особенности и возможности ребенка.

Библиографический список:

1. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - с. 283-299.
2. Галянт И. «Пальчиковые игры и упражнения» Челябинск, 2003
3. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. Методика Бориса и Лены Никитиных, или Завтра будет поздно!. - М.: АСТ, Сова, 2006. - с. 58.
4. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. - М.: Аквариум, 1996.
5. Каплунова И., И.Новоскольцева «Этот удивтельный ритм» С-П «Композитор», 2005
6. Лупан С. Поверь в свое дитя. - М.: Азбука, 2010
7. Масару Ибука «После трёх уже пздно». - М.: Знание, 1992
8. Методика раннего развития Лены и Бориса Никитиных. От 0 до 5 лет. - М.: Эксмо, 2009
9. Никитин Б.П. и Л.А. Мы, наши дети и внуки. - М.: Просвещение, 1989.
Раннее развитие детей: информационный портал http://danilova.ru/publication/early.htm
10. Поплянова Е. «Кто стоит на трех ногах?» Музыкальные загадки. С-П «Композитор», 2004
11. Поплянова Е. А мы на уроке – играем. Музыкальные игры, игровые песни. М. 1994.
12.Тюленев П.В. Система раннего развития / http://www.rebenokh1.narod.ru/haera.htm
13.Тюленев П.В. Читать раньше, чем ходить. - М.: Знание, 1995
2021