Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Калимуллина Н.А. Использование элементов методики Н.А. Зайцева в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Это система обучения чтению, которая идеально подходит для детей с тяжелыми нарушениями речи, не травмирует ни в психо-эмоциональном, ни в физическом плане. Это уникальная методология, при которой раскрываются познавательные возможности детей так, как не раскрываются нигде.
Учет потребностей ребенка-дошкольника в активности: в физической, мотивационной, познавательной и т.д. Например, дети могут свободно задать вопрос или что-то сообщить во время занятия. При самостоятельной работе свободно передвигаются по группе. Это даже приветствуется. Свободный выбор позы в работе (при работе с кубиками дети могут присесть, отойти-подойти, попрыгать на одной ноге и т.д.) Отсутствие авторитарного, навязчивого (а подчас и грубого) взрослого. Педагог — больше партнер, нежели критик. Охрана зрения и профилактика нарушений осанки.
Коррекционно – развивающие цели и задачи обучения на логопедических занятиях по методике Н.А. Зайцева:
1. Развитие речевого дыхания
2. Развитие ритмико-интонационной стороны речи.
3. Развитие фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный + гласный)
4. Автоматизация и дифференциация звуков.
5. Развитие зрительно-моторной координации.
6. Профилактика дисграфии и дислексии.
8. Развитие словаря как по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях, так и вне ее.
9. Закрепление навыков словообразования и словоизменения.
10. Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.
Дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента:
- кубики
- таблицы
- складовые картинки
Проводя в старшей логопедической группе все положенные для детей с ОНР занятия, я дополнительно учу их читать по методике Н.А. Зайцева складовым методом.
Работа начиналась с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звуко-буквенным анализом или владеющими в недостаточной мере. Каждый ребёнок полностью включался в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия. Система реализует компенсаторный подход к обучению, что является обязательным условием работы логопеда.
Таблицы пропевали всегда вместе! Дети учили буквы, слыша моё правильное произношение! Ежедневное пропевание таблиц и песенок на подгрупповых занятиях вместо орг. момента или физ. минутки не отнимало много времени. Кубики можно петь на индивидуальных занятиях по исправлению звукопроизношения. По этой методике буквы даются сразу все, склады и песенки пропеваются без предварительных терминов и объяснений. Дети достаточно быстро запоминают буквы в индивидуальном порядке и количестве. Все эти песенки на различные мелодии, задания с кубиками и картинками очень нравятся детям и воспринимаются ими как весёлая игра. Появляются попытки прочитать что-то, привлёкшее внимание. Дети хотят и могут читать. И необходимо помочь им сформировать устойчивый навык чтения.
Всё это время на программных занятиях дети знакомились с гласными и согласными звуками, учились различать твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие. И песенки, которые они пели, ничего этого не зная, оказались помощниками и напоминанием в нужный момент. Логопед даёт задания на развитие звукового анализа и синтеза, на выделение заданного звука, преобразование слогов и слов и многие другие. А знание букв и умение читать не только не мешает выполнению всех этих заданий, а наоборот помогает, служит базой для более осознанного и правильного ответа.
Эти таблицы я использовала как тренажёры для детей логопедической группы, умеющих читать. И часто оказывалось, что ребёнок, который уже может прочитать небольшой текст самостоятельно, затрудняется читать «бессмыслицу» с постоянным чередованием глухих - звонких или твердых – мягких звуков. И дело здесь не в неумении читать, а в трудности постоянного артикуляционного переключения. Значит, рано прекращать индивидуальные занятия по исправлению звукопроизношения.
Эти же таблицы я использую как тест на фонематическое недоразвитие для детей с сохранным звукопроизношением как дошкольного, так и школьного возраста.
А сколько радости вызывает пение АЛФАВИТА с различными танцевальными движениями!
Особо хочется остановиться на таком аспекте методики, как укрупнение текстов, читаемых детьми. Раннее чтение не должно провоцировать нарушение зрения из-за усиленного напряжения.
Использование пособий Н.А.Зайцева в работе логопеда позволяет достигать поставленных целей быстрее, легче, снижать нагрузки на нервную систему ребёнка, раскрывать и стимулировать его способности и таланты, внушать уверенность в свои возможности.
Усвоение необходимых умений и навыков происходит в обстановке удовольствия, радости, сопровождается музыкой, песнями и танцами.
Каждый ребёнок хочет, может и должен читать! Работа по вышеизложенной системе обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – подготовку к обучению в школе и успешное усвоение грамоты в объёме, предусмотренном программой для первого класса массовой школы.
Методика Зайцева не противоречит коррекционной работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи в условиях речевой группы детского сада. Наоборот, она позволяет таким детям более осмысленно и успешно систематизировать все те знания о звуках родной речи, которые они должны получить во время логопедических занятий.
Коррекционная работа логопеда даёт в таких условиях максимально высокий результат. А это и есть самое главное для педагога, родителей и будущего первоклассника!
Я считаю, что методикой Н.А.Зайцева должен владеть каждый современный учитель и воспитатель, работающий с малышами, что во имя психологического и интеллектуального здоровья будущего поколения методику Николая Александровича Зайцева должны преподавать в педагогических университетах и институтах не просто для общего развития студентов. Её надо изучать подробно и досконально, особенно на дефектологических факультетах!
2019