Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Богатырева И.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства на примере артпедагогического проекта «Я и мой внутренний мир»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, а также — через его непосредственное участие в творческом процессе. Оно формирует отношение человека к миру, ко всем явлениям бытия, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики [1].
Одной из активно развивающихся современных областей научного знания является артпедагогика. Артпедагогика возникла посредством пересечения искусства, педагогики и психологии. С каждым годом данное направление неотступно заявляет о себе, как в образовательном, воспитательном так и в культурном пространстве.
Артпедагогическией проект «Я и мой внутренний мир» был впервые реализован педагогом-психологом и учителем изобразительного искусства ГБОУ школы №331 в 2017/2018 учебном году. Основными задачами проекта стали:
1.       Знакомство с обучающимися 5-7 классов (так как проективные методы являются крайне действенным средством сближения людей, своеобразным “мостом” между педагогом и подростком).
2.       Выявление психологических особенностей личности каждого участника проекта, способы их реагирования в различных ситуациях (успех\неудача);
3.       Изучение способов взаимодействия ученик – учитель, ученик – ученик;
4.       Выявление подростков, которым необходима психологическая поддержка.
5.       Помощь тем обучающимся, которые затрудняются в словесном выражении своих переживаний.
6.       Развитие творческого потенциала.
7.       Применение развивающе-оздоровительных методов для улучшения психо-эмоционального здоровья обучающихся;
8.       Коррекция дезадаптации обучающихся 5-х классов (снижение тревожности) и снижение уровня внутренней агрессии, утомляемости, скованности и зажатости с помощью артпедагогических методов в ходе творческого процесса.
9.       Развитие личности каждого обучающегося через самопознание, самовыражение и самореализацию.
Не для кого не секрет, что компенсирующие, эвристические функции художественно-творческой деятельности сегодня востребованы как здоровьесберегающие технологии, применяемые с целью сохранения психоэмоционального здоровья. Погружение в художественно-творческую деятельность, работа по созданию цветового градиента и интуитивного образа обеспечивает гибкую и, в некотором смысле, игровую форму диалога между обучающимися и взрослыми. Данная форма работы способствует накоплению ребенком опыта рефлексии своего внутреннего состояния, чувств, эмоций, переживаний и т.д. Таким образом ребенок, участник проекта, занимается исследованием себя, своего внутреннего мира.
Как же была выстроена работа над проектом? Какие этапы она включала? На первом занятии обучающимся было предложено вспомнить свой знак зодиака. Астрологические стихии, знаки зодиака – это некие символы на языке которых пытаются описывать личностные качества и темперамент человека, но это весьма и весьма условно. Поэтому разговор о стихиях и знаках зодиака стал всего на всего отправной точкой для творческого процесса.
На занятии обучающимся было предложено в новой для них технике работы гуашью попробовать подобрать цвета (от одного до нескольких) и выполнить цветовое решение своей стихии. То, что лист оказался зафиксирован на поверхности стола не тормозило работу детей, они спокойно водили широкой кистью по листу не боясь запачкать парту, все излишки краски собирал бумажный скотч. Таким образом ушел внутренний зажим и скованность им на смену пришла свобода творчества.
В результате данной работы у каждого обучающегося получился красивый градиентный фон с красивой белой рамкой. Все дети были очень удивлены данным приемом работы и тем, что у всех получилось по-разному, необычно и красиво. Некоторые из участников проекта попробовали повторить подобную работу дома и вновь оказались удивлены тому, что получилось сделать самим вне класса и получилось неповторимо необычно.
На втором занятии обучающиеся прошли анкетирование. Диагностическим инструментом был выбран личностный опросник Ганса Айзенка (EPI), так как он является базовой методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии. Данная методика помогла узнать темперамент подростков, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а также эмоциональной устойчивости. Получив «обратную связь» по результатам диагностики, дети смогли лучше познать «собственное Я», получили возможность понять, что представляет из себя их характер. Возможно, благодаря этой работе дети смогут определить свой дельнейший стиль поведения, позицию в жизни, которую будут считать более правильной для себя. Знание своего темперамента, может помочь обучающимся комфортно уживаться в любом коллективе.
В рамках нашего проекта данный диагностический метод был необходим в двух аспектах – изучения «собственного Я» и определение себя как образа, который можно изобразить.
В качестве творческого задания участникам проекта было предложено попытаться при помощи некого образа показать себя в стихии. Этой работе предшествовала беседа о том, как можно выразить живым существом или предметом ту или иную стихию.
На этом этапе дети работали под медитативную музыку – слушали как горит, потрескивая огонь, журчит вода, как шумит ветер и звенят колокольчики. Рисование под музыку позволило кому-то из участников проекта перенести в рисунок внутреннее напряжение, кому-то усилить позитивные процессы, а кому-то выразить свое психоэмоциональное состояние.
В творческих работах детей можно увидеть их внутренний мир, насыщенный детскими восприятиями действительности, нередко с тревожностью, переживаниями.
Итогами работы над проектом стали:
o   улучшение здоровья обучающихся в эмоциональном, психологическом аспектах;
o   обеспечение комфортного самочувствия ребенка;
o   овладение педагогами новыми формами игрового взаимодействия с детьми, обеспечивающими позитивное взаимодействие в системе взрослый – ребенок;
o   овладение обучающимися новым алгоритмом творческой деятельности;
o   формирование нестандартного способа мышления, развитие ассоциативно-образного мышления.

Библиографический список

1.       О.М. Корженко, Е.А. Заргарьян. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013.
2.       Е.А.Медведева. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Медведева Е.А. – М.: Спутник+. – 2010.
Bogatirevairihka@mail.ru, +7(921)4045677
2018