Исследовательская и проектная деятельность

Агафонова А.А., Матвеева Е.Б., Савинова М. А. Поддержка детской инициативы через совместную проектную деятельность. Исследовательский проект «Северное сияние — чудо севера»


Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


Ребенок по своей природе открыт миру, его большим и маленьким секретам, всему новому и неизведанному, а если создать ему правильные условия для самостоятельного поиска, он с удовольствием будет пробовать себя в роли исследователя, совершать свои первые открытия.
Актуальность. В настоящий момент в педагогической работе активно приветствуется поддержка детской инициативы. Это оправданное действие так - как дети нового поколения чрезвычайно активны и любознательны, любая их заинтересованность ведет к развитию мышления. Педагоги обязаны создать условия для ее осуществления, оказывать детям различного рода поддержку. Тем не менее, не всегда исследовательские запросы детей соответствуют требованиям Программы ДОУ и календарному планированию. Тогда возникает необходимость в создании дополнительных условий для удовлетворения этой потребности и получения знаний детьми. Откликнувшись на запрос воспитанницы о стремлении изучить природное явление, педагог не нашел возможности осуществить его в рамках учебной деятельности. В связи с этим, назрела актуальность создания данной исследовательской работы.
Объект исследования: природное явление Северное сияние.
Предмет исследования: происхождение Северного сияния.
Цель исследования: изучение происхождения северного сияния, расширение представлений о данном явлении.
Гипотеза: предположим, что, изучая происхождение Северного сияния, мы сможем разобраться, является ли на самом деле, северное сияние чудом Севера.
Задачи исследования:
1. Узнать, что такое Северное сияние, причины его появления.
2. Узнать, как и когда появляется Северное сияние, отчего зависят его краски?
3. Провести опыты получения «северного сияния» в домашних условиях.
Методы исследования: изучение литературы по данной теме и Интернет-ресурсов, изготовление макета, проведение опытов, анализ и сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.
Новизна исследования: заключается в том, что мы не только получили ответ на вопрос, но и узнали интересные факты о явлении северное сияние. В ходе проведения исследования выяснили, что никто из дошколят не имеет представления, как появляется северное сияние. Исходя из этого сделали вывод, что изучение свойств Северного сияния станут для нас новыми открытиями.
Практическая значимость исследования: проект содержит естественно – научную информацию о северном сиянии, природе возникновения, происхождении; создание модели и проведения экспериментальной части проекта. Привлечение внимания к изучению данного явления помогут ребенку рассказать о явлении Северное сияние и его появлении на небе своим друзьям в детском саду, близким людям и дополнить результатами своего исследования альбом в группе «Явления природы в Воркуте».
В ходе выполнения работы юным исследователем были приобретены такие необходимые умения и навыки, как самостоятельная работа с материалом, навык поиска информации, умение обобщать и систематизировать полученные знания; развились познавательные навыки, навыки общения со сверстниками и взрослыми, стремление к новым исследованиям – все то, что обязательно ему пригодится в процессе обучения в школе.
Экологическая составляющая исследования: до сих пор возникновение Северного сияния до конца не изучено. Явление Северное сияние является предметом изучения ученых. Во время появления Северного сияния многие люди страдают колебаниями артериального давления, головными болями. Поэтому не понятно, хорошо это или плохо. Природа этого явления электрическая. Некоторые вспышки сравнимы с потреблением энергии всей России за день.
Выводы о полученных результатах исследования: в ходе исследования мы выяснили, что такое Северное сияние - это настоящее Чудо Севера»! Только на севере можно во отчую наблюдать за этим явлением. Северное сияние одно из потрясающих природных явлений, равных по красоте которому просто нет. Оно образуется над магнитным полюсом Земли, ночью сияние возникает как слабый отблеск на горизонте. Постепенно оно превращается в световой занавес, мерцающий в небе зеленым, красным, розовым, фиолетовыми цветами.
Мы узнали ответ на вопрос: «Почему возникает Северное сияние?». Разгадать эту тайну удалось Михаилу Ломоносову. Именно этот выдающийся учёный предположил, что природа этого явления – электрическая. Во время Северного сияния выделяется огромное количество энергии. Некоторые вспышки сравнимы с потреблением энергии всей России за день.
Мы изучили, как появляется Северное сияние? Солнце – это гигантский шар, в котором главными веществами являются водород и гелий. Облако, которое опоясывает Солнце, иногда выбрасывает частички этих атомов, тем самым раскидывая атомы во все стороны, включая и ту, что ведет к Земле. Эти кусочки парят с гигантской скоростью – до 960 метров в секунду. Такие течения получили название солнечного ветра. А Земля – это своего рода магнит, который притягивает частички солнечного ветра.
Мы узнали: «Когда появляется Северное сияние?» Северное сияние открывается жителям и гостям Норвегии, Швеции, Финляндии (северная ее часть), Исландии, Канады, России (Кольский полуостров). Северное сияние можно увидеть зимой, так как ночи в это время года гораздо темнее, чудесное свечение становится более заметным. Вопреки распространенному мнению, Северное сияние бывает не только на северном, но и на Южном полюсе. А еще Северное сияние существует на других планетах, например, на Марсе.
Мы узнали о том, что существует много легенд о Северном сиянии.
Давным-давно одни люди верили в то, что игра красок на небесах — это танец богов, другие считали, что это мост, по которому Бог спускается на Землю.
Третьи, видели в этом явлении недоброжелательность, и считали это признаком беды и даже брали в руки оружие для защиты.
В ходе практической части своего исследования мы познакомились со способами получения «северного сияния» в домашних условиях методом экспериментирования.
Мы провели несколько опытов таких как: «Волшебство красок», «Окрашивание молока в цвет ночного неба», рисование «Северного сияния на тарелке», «Северное сияние в стакане», которые действительно доказывают, что можно разными способами получить краски Северного сияния. В результате получилось Северное сияние в форме дракона (Рисунок 1)



Рисунок 1 Рисунок 2



Рисунок 3
Рисунок 2
В опыте с молоком, мы заметили в окрашенном молоке краски до конца не смешивались друг с другом и образовался необычный рисунок, напоминающий вспышку Северного сияния. Зрелищу не было предела. Это просто восхищение, восторг, красота, необычность. Молоко окрасилось в цвет Северного сияния (Рисунок 2). Северное сияние получилось превосходное. Хотелось творить все больше и больше. Дело дошло до окрашивания воды красками воды красками. При смешивании красок получилась радужная вода (Рисунок 3).


 Вывод: краски смешиваются с водой, друг другом, в результате получилось северное сияние. В заключительном опыте Северное сияние в стакане» мы попробовали нарисовать прямоугольники на салфетке, фломастерами различных цветов. Опустила конец салфетки в воду, находящуюся в стакане. Мгновенно краски под воздействием воды на салфетке стали смешиваться. Такое чувство, как будто мы сейчас на улице, в сильный мороз рассматриваем на небе Северное сияние. Это настоящее северное чудо
(Рисунок 4)



Вывод: вода хорошо впитывается в салфетку, начинает подниматься вверх, в результате изображение начинает расплываться, смешиваться между собой. Эффект единого полотна, с различными оттенками, напоминает о северном чуде, Северном сиянии.
Нам очень хотелось поделиться своими знаниями с детьми, поэтому в группе мы провели с детьми совместный опыт «Северное сияние в стакане». В результате получилось настоящее северное чудо, северное сияние похоже на разноцветный занавес, преобладал азот, поэтому краски северного сияния были фиолетово – розовые.
Мы изготовили различными способами, из различных конструкторов модели северного сияния. Пополнили альбом в группе «Явления природы в Воркуте».
Для детей мы сделали игротеку «Чудо севера». Ребятам очень понравились наши игры: «Полярные день и ночь», «Умка и северное сияние».
В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась, действительно, что Северное сияние – это чудо севера!
Нам очень понравилось работать над проектом, узнавать что-то новое, искать ответы на вопросы. Мы не остановимся на достигнутом, будем дальше исследовать это явление. Лучшим напутствием станет девиз: «Мечтай и воображай, исследуй и изобретай, верь и твори! Тогда у нас все получится!»
Возможно в будущем, кто-то из наших воспитанников станет ученым, исследователем. И обязательно исследует, и докажет природу возникновения северного сияния, влияние данное явление на здоровье человека.

Список литературы:

1.       Большая детская энциклопедия «Наша планета Земля». М.: «Махаон». 2010
2.       Грехова Л. И., «В союзе с природой». Изд: Детство-Пресс, 2001.
3.       Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. «Почемучка». Изд: Пионер, М – 1998. 5.365 научных экспериментов.




2018