Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бочкарева Н.Н. Формирование ключевых образовательных компетенций посредством включения краеведческого материала в проектирование уроков истории

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


В сложном современном информационном мире теряют актуальность события региональной истории, исторические сведения краеведческого характера. Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В условиях модернизации отечественное образование осуществляет поиск вектора совершенствования. В этом плане заслуживает внимание опыт обращения к краеведческому компоненту содержания образования в рамках исторического образования и повышение его практической ориентации. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, формированию ключевых образовательных компетенций.
Историческое краеведение – это принцип обучения и воспитания на местном материале. В целом моя педагогическая деятельность направлена на ознакомление учащихся с историей региона, с целью сохранить историческую преемственность поколений, любовь к родному краю. На уроках я применяю факты истории Республики Марий Эл, Звениговского района, и, постепенно сужая, привожу примеры исторических событий конкретного населенного пункта и даже улицы. Чтобы определить, какими способами можно содействовать формированию образовательных компетенций с использованием школьного исторического краеведения, рассмотрим каждую группу компетенций в отдельности. Ценностно-смысловые компетенции, предполагающие умения формулировать собственные ценностные ориентиры, принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, можно формировать на уроках с помощью дискуссий, пресс-конференций, «круглых столов». Часто использую урок-дискуссию. Здесь ученик может поставить себя на место исторического деятеля. (Например, элементом урока в 11 классе «Военный коммунизм» является дискуссия «Как бы вы себя повели на месте комсомольцев во время продразверстки?»; элементом урока «День Победы» является дискуссия «Школьники в годы ВОВ»)
Учебно-познавательные компетенции предполагают умения ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, ставить цель и организовывать её достижение, описывать результаты, формулировать выводы, выступать устно и письменно о результатах своего исследования. Формируя учебно-познавательные компетенции, я побуждаю учащихся участвовать в школьных, районных, республиканских и российских исследовательских проектах, направленных на изучение истории семьи, школы, города, района. Мои ученики – постоянные участники районной научно-практической конференции «Нам о России надо говорить», республиканского конкурса исследовательских проектов «Моя малая Родина».
Коммуникативные компетенции предполагают умения владеть разными видами речевой деятельности, способами совместной деятельности в группе, выступать с устными сообщениями, владеть способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями.
Информационные компетенции предполагают умения учащихся работать с разными источниками информации, искать, систематизировать, анализировать, преобразовывать, передавать информацию, применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии. Вместе с ребятами мы работаем с устными воспоминаниями, материалами краеведческого музея, краеведческой литературой, интернет-материалами, готовим мультимедийные презентации по истории семьи, города, республики для уроков и внеклассных мероприятий, участвуем в Интернет-конкурсах и проектах.
Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории отличается соединением принципа научности и принципами доступности, сознательности и активности. Это помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Он делает историю живой, формирует у школьников чувство сопричастности к прошлому родной страны. На основе краеведения происходит естественное, ненавязчивое формирование ключевых образовательных компетенций. И эти компетенции будут являть собой устойчивые характеристики, обеспечивающие реальное применение знаний и умений на практике – то, к чему стремится современная российская школа.
Технологическая карта урока
Учитель-организатор: Бочкарева Надежда Николаевна. Класс: 9 класс. Тема «Город Звенигово в годы Великой Отечественной войны». Цель: Содействовать становлению человека как духовно-нравственной, саморазвивающейся, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества. Создание условий для развития в детях чувства гордости за свою Родину.
Планируемый результат: формировать представления о поселке Звенигово в годы Великой Отечественной войны, о подвигах людей и жизни детей в тяжелые военные годы.
Личностные: Воспитание патриотизма, гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому, выработка своей жизненной позиции в отношении мира, осмысление учения, увязывая его с реальными жизненными ситуациями.
Регулятивные: возможность управления познавательной деятельностью посредством контроля своих действий.
Познавательные: отбор необходимой исторической информации, моделирование изучаемого содержания, навыки публичных выступлений.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать, согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться и слушать другое мнение, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

этапы урока

содержание

деятельность педагога

деятельность детей

Организационный
момент
1-3 мин
1.Подготовка к уроку учителя. 2.Размещение детей в помещении.
1. Приготовление презентации, видеоматериалов, удобная организация пространства.
2.Выбор эффективного способа, концентрация внимания.
Реакция на учителя, внимание
I этап
подготовительный
5 мин.
Презентация и прослушивание стихотворения
1.Установка на урок:
Каждый человек хранит в своей памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – перелом в судьбе целого народа.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна!
9 мая – это день, когда почти на всей территории бывшего Советского Союза отмечается Победа советского народа над фашизмом. В этот день проводятся парады, возлагаются венки, гремит салют. И наш город Звенигово не исключение.
Я хочу провести сегодня необычный урок. Цель, которую я ставлю перед собой – оставить запись в вашем сердце, чтобы не смущались вы проронить слезу в беседе с ветеранами, при просмотре фильмов о ВОВ; чтобы переполняло вас чувство гордости и благодарности к старшему поколению.
1. Умение быть внимательным, концентрация внимания.
2. Внимательное слушание и просмотр презентации.
II этап
содержательный
15 мин.
Работа с источниками сообщение фактического материала, просмотр презентации.
Сообщение темы урока: «Город Звенигово в годы Великой Отечественной войны».
Расскажу я вам сегодня о нашем городе Звенигово в годы Великой Отечественной войны. В 1941-1945 годах это был рабочий поселок, районный центр. В нем проживало около 5 тысяч человек. Площадь его составляла около 4,5 км2. Главные улицы Лесная, Заводская, Соляная, Первая Рабочая. В июне 1941 года жители поселка отмечали двадцатилетие образования Марийской АССР, на улицах были флаги, плакаты, лозунги. Давайте познакомимся с тем, как была встречена новость о нападении.
Судостроительный завод имени С.Н. Бутякова стал предприятием, куда был эвакуирован Киевский судоремонтный завод.
В 1943 году была окружена и ликвидирована армия Паулюса под Сталинградом. В честь этого события весь коллектив судостроительного завода имени Бутякова С.Н. встал на боевую вахту.
Поселковая администрация уделяла должное внимание благоустройству. С 1932 года в поселке действовал водопровод, работала телефонная сеть на 43 аппарата, было 40 заводских домов. Месячный трудовой паек работающего человека составлял 400 грамм хлеба, 0,5 литра растительного масла, 800 грамм крупы.
Как выглядела школа в эти годы?
Принятие целей урока, готовность детей работать. Внимательное слушание, анализ источников.
Умение слышать, слушать и анализировать увиденное услышанное и объяснить одноклассникам.
Чтение документа
Чтение документа
Чтение документа
III этап
общая дискуссия
15 мин.
Обсуждение проблемной ситуации. Прослушивание звукозаписи «Сообщение Жукова Г.К.»
Создание проблемы для дискуссии: Представьте, что вы являетесь школьником в те годы, опишите ваш день, расскажите о своих эмоциях.
По мобилизационным спискам Звениговского военкомата в годы ВОВ было отправлено на фронт 8864 человека (286 женщин). Героями Советского Союза стали Марков Н.Н., Полежайкин С.И., Кологривов М.М., Вершинин К.М.
В честь окончания войны в поселке состоялся митинг. Более 2000 человек собрались на площади 10 мая 1945 года после того, как они услышали весть о полной капитуляции Германии.
Проявление внимания к суждениям товарищей,
стремление найти свой ответ. Демонстрация имеющегося нравственного опыта во время работы.
IV этап
рефлексия
5 мин
Организация подведения итогов урока учащимися
Подведение итогов:
Каждый год 9 мая в 9 часов утра ветераны собираются у здания администрации завода имени Бутякова С.Н., чтобы начать торжественное шествие по улицам города. Я вас прошу, не забывайте никогда подвигов этого поколения. Пусть вы и ваши дети всегда знают цену жизни и свободы. Я вас прошу в домашнем задании написать письмо школьникам военного времени, опишите свое отношение к войне, свои эмоции от урока.
Рефлексия, высказывание эмоций от урока, обсуждение домашнего задания.

Список использованной литературы:
1.Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. – М., 1966.
-1982.
2. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964.
3. Работа со школьниками в краеведческом музее. Учебно-методическое пособие, под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
2018