Актуальные вопросы начального общего образования

Цацаева Т.А. Дифференцированное обучение в начальной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Рассмотрим, как технология дифференцированного обучения может помочь учителю в начальной школе.
Современное образование – такое образование, которое ориентировано на личность ребёнка, основано на знании его индивидуальных особенностей. Именно личностно – ориентированная технология (ЛОТ) помогает учителю и ученику стать успешным в современной жизни.
Как говорил Л. С. Выготский, ребёнок проявляет большую успешность в сотрудничестве: «В сотрудничестве ученик может сделать больше, чем самостоятельно».
В зоне ближайшего развития ребёнок ведёт поиск нового. Чтобы оказать ему дифференцированную помощь, надо знать его психофизиологические особенности, индивидуальный латеральный профиль (ИЛП). Другими словами, чтобы результат совместной работы с детьми был высоким, и дети могли дальше успешно учиться, надо осуществлять дифференцированный подход, который основан на ИЛП.
Что же такое ИЛП, и как его использовать в работе?
Усвоение учебного материала происходит при сочетании работы ведущих полушарий мозга, глаза, уха, руки, ноги, являющемся индивидуальным латеральным профилем личности и основой её индивидуальных особенностей. Образовательные технологии 21 века должны строиться с учётом индивидуального латерального профиля ребёнка.
Высокий результат возможен только тогда, когда достигается успех. Для этого нужна ситуация успеха, а для её создания необходимо:
•          Определение индивидуальных латеральных профилей детей. Дифференцирование на группы.
•          Определение методов включения учащихся всех типов в процесс обучения посредством адаптации заданий, материала, создания возможности выбора.
•          Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Эмоции так же важны, как и факты и концепции. Они непосредственно влияют на качество обучения, поэтому крайне важно учение подкреплять положительными эмоциями через одобрение, поддержку…
Сделав диагностику, переходим к методам и приёмам.
Для правополушарных детей предпочтительны: синтез, оперирование пространственными связями, образные представления, творчество, инсценировки, догадки, выявление сходств, использование речевых и музыкальных ритмов, движение, опыты, применение схем.
Для левополушарных – анализ, поэлементное усвоение материала с последующим синтезом, усвоение правил, логические задания, поиск ошибок, классификация, выявление различий, прослушивание текстов, хоровые ответы, конструирование, дискуссии, цитирование.
Существуют приёмы активизации двух полушарий: метод мозгового штурма, дивергентные задачи, визуализация.
Одна из важнейших задач учителя – научить школьника с любым профилем визуализировать информацию, проводить образные и эмоциональные ассоциации с материалом. Чем ярче и сильнее подкрепление информации, тем выше успех в обучении.
Воздействуя на разные сенсорные системы, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым ребёнком. «Ребёнок научится гораздо большему, когда он вовлечён полностью: эмоционально, визуально, аудиально, кинестетически». (Л. Ллойд)
Вот три описания летнего леса:
1.       Представьте себе голубое небо, жёлтое солнце, зелёную листву на деревьях, а на поляне белые ромашки и фиолетовые колокольчики.
2.       Почувствуйте, как солнце пригревает ваши плечи, как вы босыми ногами идёте по шёлковой траве, как трогаете руками шершавую поверхность ствола, как пахнут цветы, какая вкусная и сочная земляника.
3.       Послушайте, как поют птицы, жужжат пчёлы, ветер шумит в кронах деревьев.
Какое описание помогло вам лучше представить, почувствовать лес? Если первое, то вы визуал, второе – кинестетик, третье – аудиал. Это пример того, как одну и ту же информацию, описание можно передать словами разной модальности.
Закройте глаза, представьте, что вы травинка. На дворе зима, а вы спите в уютном зёрнышке под тёплым снежным одеялом. Какой сон вы видите? Слышите ли что – нибудь под снегом? Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно. Душно, тесно в зёрнышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечами, растолкайте землю, выберитесь на поверхность и повернитесь к свету. Как красиво вокруг! Что ощущаете, видите, слышите? А теперь откройте глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки! Что мы можем сказать тем, кто идёт в лес?
Каждый воспринял этот текст в зависимости от своей модальности. Кто – то видел, слышал, чувствовал окружающее травинку. Это пример многосенсорного воздействия информации.
Определив ведущее полушарие, модальность, организовываем сотрудничество, целесообразнее – в парах. В сотрудничестве происходит:
•          Использование ИЛП.
•          Развитие других способов восприятия и переработки информации.
•          Обмен стратегиями – открытие новых возможностей, способов освоения нового.
Организация учебной деятельности с учётом ИЛП включает в себя три этапа:
Первый этап - мотивационный.
Его задача - установка на деятельность. Мотивация создаётся на нескольких уровнях.
Создание мотивации на познавательном уровне:
·          для правополушарных - ориентация идёт на авторитет в группе, значимость деятельности, оценки, достижения;
·          для левополушарных - важна привлекательность процесса познания, потребность в умственной деятельности, значимость качества знания, а не баллов.
Создание мотивации на пространственном уровне.
В классе детей целесообразнее располагать так:
·          левополушарных аудиалов – на 1 ряду, так как у них рабочая, значимая полусфера пространства – правая;
·          равнополушарных визуалов, аудиалов, кинестетиков – в центре;
·          правополушарных визуалов, кинестетиков – с правой стороны, так как у них рабочая полусфера – левая;
·          кинестетиков – на задних партах, чтобы они не мешали другим, так как им для активизации деятельности нужны движения.
Создание мотивации на сенсорном уровне:
·          для правополушарных нужна светлая доска и тёмный мел;
·          для левополушарных - тёмная доска и светлый мел.
Создание мотивации на биохимическом уровне.
Если познавательные процессы протекают на фоне негативных эмоций, принуждения и создаётся ситуация стресса, то образуются вещества, снижающие способность к учению. Вывод: для учебной мотивации нужен высокий уровень положительных эмоций, создание ситуации успеха.
Второй этап – операционный.
Полноценное взаимодействие учителя с учащимися возможно только в том случае, если он владеет техникой многосенсорного обучения.
В современной системе обучения в более выгодном положении находятся левополушарные аудиалы, кое – какая наглядность используется для визуалов, а кинестетикам нечего пощупать, понюхать и попробовать на вкус почти на всех уроках.
Третий этап – результативный.
Методы проверки усвоения материала должны варьироваться:
·          для правополушарных - это задания с вопросами «открытого» типа, творческие отчёты, графическое отражение достижений;
·          для левополушарных - решение задач, задания с неограниченным сроком выполнения, тесты, самооценка.
Характерные ошибки:
·          у правополушарных - в словарных словах, пропуски букв, описки, запись собственных имён с маленькой буквы;
·          у левополушарных - безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена согласных, падежные окончания.
Каковы же показатели результативности учебной деятельности с учётом ИЛП?
•          Сохранение и укрепление здоровья.
•          Снятие тревожности.
•          Развитие мотивации.
•          Успешность обучения.
•          Развитие познавательных процессов.
•          Формирование субъектной позиции, выбора профессии.
•          Повышение самооценки учеников, учителей, родителей.
Изменяется роль учителя. Если раньше у него были такие функции как обучающая,
организаторская и коммуникативная, то теперь к ним добавились психодиагностическая и
просветительская.
В связи с этим меняется и роль родителя. Он становится партнёром учителя. Возникает необходимость в повышении уровня профессиональной компетенции учителя в области психофизиологии.
Выводы:
·          Все учащиеся могут учиться.
·          Учащихся без мотивации к обучению не существует.
·          Ни один метод не подходит для всех.
·          Система обучения, требующая внимания к стилям работы, ориентирована на источник успеха – на самого ученика.
·          Роль учителя – аранжировщик этого успеха.

Использованные источники

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.

2019