Рассмотрим, как технология дифференцированного обучения может помочь учителю в начальной школе. Современное образование – такое образование, которое ориентировано на личность ребёнка, основано на знании его индивидуальных особенностей. Именно личностно – ориентированная технология (ЛОТ) помогает учителю и ученику стать успешным в современной жизни. Как говорил Л. С. Выготский, ребёнок проявляет большую успешность в сотрудничестве: «В сотрудничестве ученик может сделать больше, чем самостоятельно». В зоне ближайшего развития ребёнок ведёт поиск нового. Чтобы оказать ему дифференцированную помощь, надо знать его психофизиологические особенности, индивидуальный латеральный профиль (ИЛП). Другими словами, чтобы результат совместной работы с детьми был высоким, и дети могли дальше успешно учиться, надо осуществлять дифференцированный подход, который основан на ИЛП. Что же такое ИЛП, и как его использовать в работе? Усвоение учебного материала происходит при сочетании работы ведущих полушарий мозга, глаза, уха, руки, ноги, являющемся индивидуальным латеральным профилем личности и основой её индивидуальных особенностей. Образовательные технологии 21 века должны строиться с учётом индивидуального латерального профиля ребёнка. Высокий результат возможен только тогда, когда достигается успех. Для этого нужна ситуация успеха, а для её создания необходимо: • Определение индивидуальных латеральных профилей детей. Дифференцирование на группы. • Определение методов включения учащихся всех типов в процесс обучения посредством адаптации заданий, материала, создания возможности выбора. • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Эмоции так же важны, как и факты и концепции. Они непосредственно влияют на качество обучения, поэтому крайне важно учение подкреплять положительными эмоциями через одобрение, поддержку… Сделав диагностику, переходим к методам и приёмам. Для правополушарных детей предпочтительны: синтез, оперирование пространственными связями, образные представления, творчество, инсценировки, догадки, выявление сходств, использование речевых и музыкальных ритмов, движение, опыты, применение схем. Для левополушарных – анализ, поэлементное усвоение материала с последующим синтезом, усвоение правил, логические задания, поиск ошибок, классификация, выявление различий, прослушивание текстов, хоровые ответы, конструирование, дискуссии, цитирование. Существуют приёмы активизации двух полушарий: метод мозгового штурма, дивергентные задачи, визуализация. Одна из важнейших задач учителя – научить школьника с любым профилем визуализировать информацию, проводить образные и эмоциональные ассоциации с материалом. Чем ярче и сильнее подкрепление информации, тем выше успех в обучении. Воздействуя на разные сенсорные системы, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым ребёнком. «Ребёнок научится гораздо большему, когда он вовлечён полностью: эмоционально, визуально, аудиально, кинестетически». (Л. Ллойд) Вот три описания летнего леса: 1. Представьте себе голубое небо, жёлтое солнце, зелёную листву на деревьях, а на поляне белые ромашки и фиолетовые колокольчики. 2. Почувствуйте, как солнце пригревает ваши плечи, как вы босыми ногами идёте по шёлковой траве, как трогаете руками шершавую поверхность ствола, как пахнут цветы, какая вкусная и сочная земляника. 3. Послушайте, как поют птицы, жужжат пчёлы, ветер шумит в кронах деревьев. Какое описание помогло вам лучше представить, почувствовать лес? Если первое, то вы визуал, второе – кинестетик, третье – аудиал. Это пример того, как одну и ту же информацию, описание можно передать словами разной модальности. Закройте глаза, представьте, что вы травинка. На дворе зима, а вы спите в уютном зёрнышке под тёплым снежным одеялом. Какой сон вы видите? Слышите ли что – нибудь под снегом? Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно. Душно, тесно в зёрнышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечами, растолкайте землю, выберитесь на поверхность и повернитесь к свету. Как красиво вокруг! Что ощущаете, видите, слышите? А теперь откройте глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки! Что мы можем сказать тем, кто идёт в лес? Каждый воспринял этот текст в зависимости от своей модальности. Кто – то видел, слышал, чувствовал окружающее травинку. Это пример многосенсорного воздействия информации. Определив ведущее полушарие, модальность, организовываем сотрудничество, целесообразнее – в парах. В сотрудничестве происходит: • Использование ИЛП. • Развитие других способов восприятия и переработки информации. • Обмен стратегиями – открытие новых возможностей, способов освоения нового. Организация учебной деятельности с учётом ИЛП включает в себя три этапа: Первый этап - мотивационный. Его задача - установка на деятельность. Мотивация создаётся на нескольких уровнях. Создание мотивации на познавательном уровне: · для правополушарных - ориентация идёт на авторитет в группе, значимость деятельности, оценки, достижения; · для левополушарных - важна привлекательность процесса познания, потребность в умственной деятельности, значимость качества знания, а не баллов. Создание мотивации на пространственном уровне. В классе детей целесообразнее располагать так: · левополушарных аудиалов – на 1 ряду, так как у них рабочая, значимая полусфера пространства – правая; · равнополушарных визуалов, аудиалов, кинестетиков – в центре; · правополушарных визуалов, кинестетиков – с правой стороны, так как у них рабочая полусфера – левая; · кинестетиков – на задних партах, чтобы они не мешали другим, так как им для активизации деятельности нужны движения. Создание мотивации на сенсорном уровне: · для правополушарных нужна светлая доска и тёмный мел; · для левополушарных - тёмная доска и светлый мел. Создание мотивации на биохимическом уровне. Если познавательные процессы протекают на фоне негативных эмоций, принуждения и создаётся ситуация стресса, то образуются вещества, снижающие способность к учению. Вывод: для учебной мотивации нужен высокий уровень положительных эмоций, создание ситуации успеха. Второй этап – операционный. Полноценное взаимодействие учителя с учащимися возможно только в том случае, если он владеет техникой многосенсорного обучения. В современной системе обучения в более выгодном положении находятся левополушарные аудиалы, кое – какая наглядность используется для визуалов, а кинестетикам нечего пощупать, понюхать и попробовать на вкус почти на всех уроках. Третий этап – результативный. Методы проверки усвоения материала должны варьироваться: · для правополушарных - это задания с вопросами «открытого» типа, творческие отчёты, графическое отражение достижений; · для левополушарных - решение задач, задания с неограниченным сроком выполнения, тесты, самооценка. Характерные ошибки: · у правополушарных - в словарных словах, пропуски букв, описки, запись собственных имён с маленькой буквы; · у левополушарных - безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена согласных, падежные окончания. Каковы же показатели результативности учебной деятельности с учётом ИЛП? • Сохранение и укрепление здоровья. • Снятие тревожности. • Развитие мотивации. • Успешность обучения. • Развитие познавательных процессов. • Формирование субъектной позиции, выбора профессии. • Повышение самооценки учеников, учителей, родителей. Изменяется роль учителя. Если раньше у него были такие функции как обучающая, организаторская и коммуникативная, то теперь к ним добавились психодиагностическая и просветительская. В связи с этим меняется и роль родителя. Он становится партнёром учителя. Возникает необходимость в повышении уровня профессиональной компетенции учителя в области психофизиологии. Выводы: · Все учащиеся могут учиться. · Учащихся без мотивации к обучению не существует. · Ни один метод не подходит для всех. · Система обучения, требующая внимания к стилям работы, ориентирована на источник успеха – на самого ученика. · Роль учителя – аранжировщик этого успеха.