Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Трушникова О.И. Цыганова И.В. Сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом является формирование здорового, жизнерадостного, уверенного в себе подрастающего поколения. В данный момент в условиях неблагоприятного экологического и социально неустойчивого положения проблема детского здоровья становится особенно актуальной. Обучение и воспитание детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья относится к одной из приоритетных задач нашего детского сада, поскольку в настоящее время резко увеличилось число детей раннего возраста, имеющих различные отклонения в психомоторном развитии.
Большинство родителей представляют ранний возраст, как период физиологического созревания, исключая особенности психического развития. В результате внимание пап и мам сосредоточено на обеспечение безопасности и ограничено гигиеническим уходом. Другая часть родителей, наоборот, считают своих детей вундеркиндами и пытаются обучить их чтению, письму, счету, не учитывая психологические особенности и особенности физического развития малышей. Как мы видим, в обоих случаях отсутствуют необходимые условия для нормального психофизического развития и положительного эмоционального самочувствия детей. Роль родителей исключительна в решении развивающих и оздоровительных задач. Очень часто родители, воспитывающие детей с проблемами в развитии, сами нуждаются в поддержке и помощи.
Проанализировав контингент малышей, поступающих в наш детский сад, мы пришли к выводу, что с каждым годом увеличивается количество семей, в которых детям необходима ранняя психолого-педагогическая помощь с учетом состояния здоровья и физических данных. Состояние нервной системы детей раннего возраста неустойчиво, пластично и поддается изменениям, поэтому этот период является начальным в работе по коррекции нарушений.
Для создания условий, способствующих постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации, а также для более эффективной работы с родителями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МАДОУ д/с «Родничок» была разработана программа взаимодействия специалистов (психолога и инструктора по физической культуре) с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная в рамках группы кратковременного пребывания «Крошка».
Содержание программы строится на принципах: добровольности, системности (охват всех сторон психического и физического развития), индивидуального подхода к каждому ребенку и родителю, использовании межличностных контактов: взрослый-взрослый, ребенок-взрослый, ребенок-ребенок.
Цель программы: оказание психологической и практической помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с ОВЗ.
Задачи:
-выработка целесообразных методов коррекции через игровое взаимодействие с детьми и их родителями;
-обеспечение физического и психического комфорта всех участников во время пребывания в детском саду;
-создание условий для повышения педагогической культуры родителей.
Этапы работы:
1. Информационно-диагностический. Включает в себя диагностику, изучение общего развития ребенка, выявление нарушений, анализ потребностей и компетентности родителей через анкетирование, организация консультаций с родителями, бесед по ознакомлению с особенностями раннего возраста, разбор конкретных ситуаций, предоставление специальной литературы. Содержание этапа рассчитано на формирование у родителей осознанному отношению к психомоторному развитию и информирование о проблемах развития детей раннего возраста. 2. Практический. Основная форма организации коррекционного воздействия – это специально организованная непосредственно образовательная деятельность. Сначала проводится индивидуальная работа каждого специалиста по отдельности (работают параллельно педагог-психолог, инструктор по физической культуре) в присутствии родителей. Далее постепенно вводятся подгрупповые занятия с участием обоих специалистов с использованием технологии «Сказочное путешествие». Естественно, учитывая возраст детей на каждом занятии – путешествие в новую сказку: «Репка», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Колобок» и т.д. На занятиях специалисты используют перечень психологических игр и спортивных упражнений по развитию психомоторных качеств, требующих активного слухового и зрительного внимания, вслушивания в звуки природы с элементами продуктивной познавательно-творческой деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между разными видами деятельности, доступными детям раннего возраста. Совместное творчество с родителями и детьми при помощи сказкотерапии проходит очень интересно и плодотворно.
Как показывает практика, такая совместная с детьми эмоционально-двигательная деятельность раскрепощает детей и родителей, способствует сближению в общении специалистов и родителей малышей. Родители не только знакомятся с работой психолога и физкультурно-оздоровительной работой, но и с интересом сами выполняют психологические и физические упражнения, что способствует закреплению у них практических навыков в области физического воспитания и укрепления психического здоровья детей раннего возраста. Благодаря совместным усилиям педагога-психолога и инструктора по физической культуре занятия вызывают положительный эмоциональный отклик как у детей, так и у родителей. Особо следует отметить, что ранний возраст – период, благоприятный для общего психологического и физического развития. В это время появляется возможность для интенсивного сенсорного, физического, речевого развития малыша. Однако, чтобы эти возможности были реализованы, необходимо специально организованное коррекционно-развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. В результате занятий у большинства родителей уменьшается критичное отношение к ребенку и ненужным требованиям, повышается уровень родительской компетентности в вопросах развития и воспитания, особенностях игры с детьми с ОВЗ, формируется навык положительного коммуникативного взаимодействия. Как следствие, изменения родительского поведения ведет к изменениям в развитии и поведении детей. Дезаптивные формы сменяются на адаптивные. Использование эффективных стратегий взаимодействия с детьми, которые родители усваивают во время встреч со специалистами ДОУ, способствуют уменьшению проявления отклонений в развитии и поведении малышей.
На собственном опыте мы убедились, что для получения положительной динамики в развитии детей раннего возраста с ОВЗ необходимо использовать различные вариации совместной работы разных специалистов детского сада, находить новые формы и технологии развития потенциала каждой семьи, активно вовлекать родителей в образовательный процесс. В перспективе предусмотрено дальнейшее планирование и внедрение новых направлений в работе с родителями, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья.
Библиографический список.
1.       Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей раннего возраста. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013. -
2.       Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 160 с.
3.       Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. М.: ТЦ Сфера, 2011.- 96 с.
4.       Григорьева Г.Г. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей/ Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
5.       Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста. М.:ТЦ Сфера, 2006.-224 с.
6.       Картушина М.Ю. Забавы для малышей: театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. М.: ТЦ Сфера, 2006.-192 с.
7.       Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2006.-144 с.
8.       Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
9.       Ломакина Г.М. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. М.: Центрполиграф, 2010. – 158 с.
10.   Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. М.: ТЦ Сфера, 2013. -
11.   Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей у ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
12.   Фазлетдинова А.А. релаксационные игры для детей раннего возраста// Справочник педагога-психолога. 2012. №3
13.   Шарохина Л.В. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 136 с.
2017