Библиографическое описание:
Мануйлова Е.А., Погорелова Н.В. Сказкотерапия // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла проблема поиска новых форм и методов работы, использование инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Проанализировав данную ситуацию, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.
Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка, поэтому многие логопеды используют элементы сказкотерапии в практике.
Основной формой реализации коррекционной работы по формированию правильного произношения звуков, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 в неделю, по 15-20 минут с каждым ребенком. Элементы сказкотерапии в традиционное занятие, я включаю 3-4 раза в месяц с каждым ребенком, такое занятие занимает не меньше 20 минут.
Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по автоматизации звуков являются следующие этапы:
1. Организационный момент. В основном сопровождаю данный этап следующими словами: «Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас нам необходимо сделать наш язычок послушными».
2. Артикуляционная гимнастика, провожу в форме логопедической сказки.
3. Работа над изолированным звуком. Многократное произнесение звука, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам, развитие просодических компонентов речи. На данном этапе мы с ребенком уточняем уклад артикуляционного аппарата при произнесении изучаемого звука. Определяем, на что похож по звучанию изучаемый звук.
4. Ритуал «входа в основную сказку». Для входа в волшебную страну проводится ритуал. Ритуал входа в сказочную страну сопровождаю вопросами: «Ты любишь сказки? Сегодня я предлагаю тебе отправиться в путешествие в сказочную волшебную страну, где мы возможно встретимся со сказочными ведомыми существами».
5. Повторение. На этом этапе мы с ребенком вспоминаем то, что делали на прошлом занятии, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Задаю ребенку вопросы о том, что было на прошлом занятии; что он помнит; как ему помог приобретённый опыт, в самостоятельной речи, стали ли его лучше понимать сверстники, родители, воспитатели.
6. Расширение. На данном этапе занятия рассказываю ребенку логопедическую сказку по автоматизации изучаемого звука. Сопровождаю рассказывание сказки показом иллюстраций, игрушек, кукол, соответствующих сюжету сказки.
Сама при этом, образно превращаюсь в волшебницу, или в фею, и создаю вокруг себя волшебную страну. Также необходим, хотя бы один волшебный атрибут: палочка, цветок, шапка.
Применяю игровые приемы в зависимости от цели занятия – автоматизация в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Если, например цель занятия автоматизация заданного звука в слогах и словах, то после прочтения сказки, прошу ребенка перечислить все слова, которые он услышал с заданным звуком. Вместе с ребенком определяем позицию звука в слове, затем ребенок придумывает другие слова с заданным звуком, который находится в начале, середине или конце слова.
Если цель занятия автоматизация заданного звука в предложениях, то применяю следующие приемы: например: «Прослушай сказку и добавь одно предложение так, чтобы сказка оказалась завершенной по смыслу». Ребенок выбирает вариант предложения: самое веселое, самое грустное, самое фантастическое окончание сказки или предлагаю ребенку свои окончания.
Если цель занятия автоматизация заданного звука в связной речи применяю следующие методы:
1. Пересказ сказки;
2. Составление новой сказки (придумывание).
Метод пересказа сказки, этот метод способствует внедрению изучаемого звука в связную речь.
Пересказ – это легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь.
Непосредственное обучение пересказу проходит по следующей схеме:
1. Первое прочтение сказки без установки на запоминание. Цель этого этапа целостное эмоциональное восприятие;
2. Второе прочтение с установкой на запоминание;
3. Беседа по содержанию. Цель данного этапа усвоение содержания произведения;
4. Третье прочтение сказки с расстановкой смысловых акцентов, выделение смысловых отрывков.
5. Непосредственно пересказ сказки ребенком.
Следующий прием, который я применяю на логопедическом занятии с внедрением логопедических сказок – это составление новой сказки (придумывание) – значительно сложнее пересказа, к этому приему можно переходить только тогда, когда пройдет успешное усвоение приема пересказа.
В работе по составлению сказки различают сказки трех видов:
1. По восприятию (на основе непосредственного зрительного восприятия опоры). Сказки по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по предметным картинкам или предметам, по несложным пейзажным картинам.
2. По представлению (в их основе лежит личный опыт ребенка, т. е. прошлые восприятия).
3. По воображению (это придуманные сказки, представляющие собой результат детской фантазии). Это может быть: составление сказки по предложенному сюжету, по заданной теме, про знакомого героя, по названию, по опорным схемам.
6. Ритуал «выхода из сказки». Закрепляю новые навыки, приобретенные на занятии. Провожу беседу по наводящим вопросам. Подвожу итог сказочного занятия. Провожу этот этап занятия, так чтобы у ребенка появилось желание прийти на следующее занятие.
Мануйлова Е.А., Погорелова Н.В. Сказкотерапия // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла проблема поиска новых форм и методов работы, использование инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Проанализировав данную ситуацию, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.
Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка, поэтому многие логопеды используют элементы сказкотерапии в практике.
Основной формой реализации коррекционной работы по формированию правильного произношения звуков, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 в неделю, по 15-20 минут с каждым ребенком. Элементы сказкотерапии в традиционное занятие, я включаю 3-4 раза в месяц с каждым ребенком, такое занятие занимает не меньше 20 минут.
Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по автоматизации звуков являются следующие этапы:
1. Организационный момент. В основном сопровождаю данный этап следующими словами: «Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас нам необходимо сделать наш язычок послушными».
2. Артикуляционная гимнастика, провожу в форме логопедической сказки.
3. Работа над изолированным звуком. Многократное произнесение звука, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам, развитие просодических компонентов речи. На данном этапе мы с ребенком уточняем уклад артикуляционного аппарата при произнесении изучаемого звука. Определяем, на что похож по звучанию изучаемый звук.
4. Ритуал «входа в основную сказку». Для входа в волшебную страну проводится ритуал. Ритуал входа в сказочную страну сопровождаю вопросами: «Ты любишь сказки? Сегодня я предлагаю тебе отправиться в путешествие в сказочную волшебную страну, где мы возможно встретимся со сказочными ведомыми существами».
5. Повторение. На этом этапе мы с ребенком вспоминаем то, что делали на прошлом занятии, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Задаю ребенку вопросы о том, что было на прошлом занятии; что он помнит; как ему помог приобретённый опыт, в самостоятельной речи, стали ли его лучше понимать сверстники, родители, воспитатели.
6. Расширение. На данном этапе занятия рассказываю ребенку логопедическую сказку по автоматизации изучаемого звука. Сопровождаю рассказывание сказки показом иллюстраций, игрушек, кукол, соответствующих сюжету сказки.
Сама при этом, образно превращаюсь в волшебницу, или в фею, и создаю вокруг себя волшебную страну. Также необходим, хотя бы один волшебный атрибут: палочка, цветок, шапка.
Применяю игровые приемы в зависимости от цели занятия – автоматизация в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Если, например цель занятия автоматизация заданного звука в слогах и словах, то после прочтения сказки, прошу ребенка перечислить все слова, которые он услышал с заданным звуком. Вместе с ребенком определяем позицию звука в слове, затем ребенок придумывает другие слова с заданным звуком, который находится в начале, середине или конце слова.
Если цель занятия автоматизация заданного звука в предложениях, то применяю следующие приемы: например: «Прослушай сказку и добавь одно предложение так, чтобы сказка оказалась завершенной по смыслу». Ребенок выбирает вариант предложения: самое веселое, самое грустное, самое фантастическое окончание сказки или предлагаю ребенку свои окончания.
Если цель занятия автоматизация заданного звука в связной речи применяю следующие методы:
1. Пересказ сказки;
2. Составление новой сказки (придумывание).
Метод пересказа сказки, этот метод способствует внедрению изучаемого звука в связную речь.
Пересказ – это легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь.
Непосредственное обучение пересказу проходит по следующей схеме:
1. Первое прочтение сказки без установки на запоминание. Цель этого этапа целостное эмоциональное восприятие;
2. Второе прочтение с установкой на запоминание;
3. Беседа по содержанию. Цель данного этапа усвоение содержания произведения;
4. Третье прочтение сказки с расстановкой смысловых акцентов, выделение смысловых отрывков.
5. Непосредственно пересказ сказки ребенком.
Следующий прием, который я применяю на логопедическом занятии с внедрением логопедических сказок – это составление новой сказки (придумывание) – значительно сложнее пересказа, к этому приему можно переходить только тогда, когда пройдет успешное усвоение приема пересказа.
В работе по составлению сказки различают сказки трех видов:
1. По восприятию (на основе непосредственного зрительного восприятия опоры). Сказки по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по предметным картинкам или предметам, по несложным пейзажным картинам.
2. По представлению (в их основе лежит личный опыт ребенка, т. е. прошлые восприятия).
3. По воображению (это придуманные сказки, представляющие собой результат детской фантазии). Это может быть: составление сказки по предложенному сюжету, по заданной теме, про знакомого героя, по названию, по опорным схемам.
6. Ритуал «выхода из сказки». Закрепляю новые навыки, приобретенные на занятии. Провожу беседу по наводящим вопросам. Подвожу итог сказочного занятия. Провожу этот этап занятия, так чтобы у ребенка появилось желание прийти на следующее занятие.