Процесс мышления изучали такие учёные, как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев. В отечественной психологии о мышлении говорят, как об особом виде познавательной деятельности. Проблемам творческого мышления посвящено много научных исследований.
Проблема речевого развития детей в современном мире наиболее актуальна и занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических, нейропсихологических и физиологических исследованиях. Проанализировав разные направления и методы, по решению данной проблемы, развития творческого мышления детей с тяжёлым нарушением речи, мы пришли к выводу использовать технологию создания мультфильмов как увлекательное для детей средство развития познавательной активности.
Гипотеза: при целенаправленной организации работы с мультстудией среди детей старшего дошкольного возраста с ТНР повысится их уровень развития творческого мышления.
Целью нашей работы является определение уровня развития творческого мышления детей 5-6 лет с ТНР, и есть ли корреляция между речью.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
1). Констатирующий этап, предполагающий диагностику уровня сформированности творческого мышления детей 5-6 лет с ТНР.
2). Формирующий этап, который предполагает организацию и дальнейшее проведение работы с детьми из экспериментальной группы занятий, направленных на развитие творческого мышления, связной речи;
3). Контрольный этап, предполагающий проведение контрольного замера и сравнения результатов диагностики уровня развития творческого мышления детей, и корреляцию с развитием речи на констатирующем и контрольном этапах.
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребёнка - детский сад № 182 "Солнечный город".
В эксперименте приняли участие 79 воспитанников (в возрасте 5-6 лет с ТНР) из которых:
– группа №1 в составе 41 человек;
– группа №2 в составе 38 человек.
На первом этапе исследования нами была проведена диагностика уровня творческого мышления, и связной речи среди двух групп: №1, №2. На формирующем этапе, с целью развития творческого мышления детей, нами была разработана программа по созданию мультипликационных фильмов, направленная на развитие творческого мышления дошкольников.
Контрольный этап нашего исследования заключался в повторной оценке
испытуемых с помощью тех же методик, которые использовались на первом этапе исследования.
Для проведения диагностики были подобраны методики согласно возрастному своеобразию испытуемых. С целью изучения уровня развития творческого мышления детей дошкольного возраста, отобраны две методики.
Методика 1. Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса.
Методика 2. «Тест Вартега «Круги».
Результаты диагностики групп №1 и №2 с использованием методики теста дивергентного мышления Вильямса на констатирующем этапе можно увидеть в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Распределение испытуемых в % по уровню развития творческого мышления в ходе полученных результатов диагностики по методике теста дивергентного мышления Вильямса на констатирующем этапе.
По результатам диагностики выявлено, что в группе №1 уровень творческого мышления 39% обучающихся находится на низком уровне, у 61% детей – на среднем уровне, высокий уровень отсутствует. В группе «№2 низкий уровень выявлен у 52%, 48% на среднем, высокий уровень отсутствует. Результаты диагностики групп №1 и №2 по методике Вартега «Круги» на констатирующем этапе можно увидеть в виде диаграммы на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты диагностики уровня развития невербального воображения группы №1 и №2 по методике Вартега «Круги» на констатирующем этапе.
По результатам диагностики выявлено, что в группе №1 уровень невербального воображения 8% обучающихся находится на низком уровне, у 92% детей – на среднем уровне, высокий уровень отсутствует. В группе «№2 низкий уровень выявлен у 10%, 85% на среднем, высокий уровень равен 5%.
С целью изучения уровня развития связной речи детей дошкольного возраста, отобрана одна методика, на основе речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушение речи / М. А. Илюк, Г. А. Волкова. Результаты диагностики связной речи групп №1 и №2 на основе речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушение речи на констатирующем этапе можно увидеть в виде диаграммы на рисунке 3.
Рисунок 3 - Результаты диагностики уровня развития связной речи группы №1 и №2 на основе речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушение речи на констатирующем этапе
По результатам диагностики выявлено, что в группе №1 уровень связной речи у 13% обучающихся находится на низком уровне, у 63% детей – на среднем уровне, высокий уровень 24%. В группе «№2 низкий уровень выявлен у 17%, 66% на среднем, высокий уровень равен 17%.
На основании результатов, полученных в ходе повторного тестирования, на основании теста «Дивергентного (творческого) мышления Вильямса», мы смогли сделать следующие выводы: 22% испытуемых экспериментальной и 8% контрольной групп имеют высокий уровень развития творческого мышления», 72% экспериментальной и 53% контрольной групп – средний уровень развития, 6% экспериментальной и 39% контрольной групп - низкий уровень развития.
По сравнению с результатами замера на констатирующем этапе эксперимента количество испытуемых в экспериментальной группе, показавших высокий уровень, увеличилось на 22%, на 11% увеличилось количество испытуемых со средним уровнем развития творческого мышления и на 33% снизилось количество испытуемых с низким уровнем креативности по данному показателю. Результаты замера на контрольном этапе, контрольной группы, следующие: высокий уровень, увеличился на 8%, на 5% увеличилось количество испытуемых со средним уровнем развития творческого мышления и на 13% снизилось количество испытуемых с низким уровнем креативности по данному показателю (рис. 3).
Рисунок 3 - Распределение испытуемых в % по уровню развития творческого мышления в ходе полученных результатов диагностики по методике теста дивергентного мышления Вильямса на контрольном этапе.
На основании теста «Э. Вартега «Круги», мы смогли сделать следующие выводы: 32% испытуемых экспериментальной и 15% контрольной групп имеют высокий уровень развития творческого мышления», 68% экспериментальной и 78% контрольной групп – средний уровень развития. 7% контрольной группы - низкий уровень развития, в экспериментальной группе данные по низкому показателю отсутствуют. По сравнению с результатами замера на констатирующем этапе эксперимента количество испытуемых в экспериментальной группе, показавших высокий уровень - увеличилось на 32%, на 24% уменьшилось количество испытуемых со средним уровнем развития творческого мышления и на 8% снизилось количество испытуемых с низким уровнем креативности по данному показателю. Результаты замера на контрольном этапе, контрольной группы, следующие: высокий уровень, увеличился на 10%, на 57% уменьшилось количество испытуемых со средним уровнем развития творческого мышления и на 3% снизилось количество испытуемых с низким уровнем креативности по данному показателю (рис. 4).
Рисунок 4 - Результаты диагностики уровня развития невербального воображения экспериментальной и контрольных группы по методике Вартега «Круги» на контрольном этапе эксперимента
Результаты диагностики связной речи экспериментальной и контрольных групп на основе речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушение речи на контрольном этапе можно увидеть в виде диаграммы на рисунке 5.
Рисунок 5 - Результаты диагностики уровня развития связной речи экспериментальной и контрольной групп на основе речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушение речи на контрольном этапе
Рассмотрим, какие изменения произошли в развитии творческого мышления, и связной речи у детей группы после проведения развивающей программы.
Полученные данные исследования подверглись математикостатистической обработке коэффициент корреляции Пирсона (r-Пирсона). Данные представлены в таблице (см.таблицу №3).
Таблица 3 - Эмпирические значения критерия Пирсона.
Показатели после проведения опыта превышают значения показателей до эксперимента. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, это означает, что различия результатов существенны.
Можно сделать вывод о том, что подтверждается гипотеза - сдвиг в сторону увеличения значений превысил сдвиг в сторону уменьшения значений. Исследование является достоверным. Формирующий этап исследования был направлен, прежде всего, на развитие уровня творческого мышления. Эти показатели в ходе эксперимента значимо повысились. Уровень творческого мышления в данной группе повысился.
Библиографический список1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб: Питер КОМ,1999. -С.368
3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования". - Москва: БИНОМ. Лаб. знаний: ЭЛТИ-Кудиц, 2018